Станция конечная, или стоит ждать продления нижегородского метро?

10 июля 2019, 10:06
Метро в Нижнем Новгороде развивается крайне медленными темпами. Жители с нетерпением ждут открытия обещанных станций, особенно в Сормове, которое постоянно стоит в пробках. Однако власти города и области приняли решение продлевать подземку в нагорной части Нижнего Новгорода. NewsNN разбирался, почему так произошло.

Наверх или вниз?

1 июля на столбах, расположенных в Сормовском районе Нижнего Новгорода, появились таблички с надписями: «Устал жить в пробках! Хочу метро!». Особенно тяжело приходится тем, кто живет в 7-м микрорайоне. Он со всех сторон окружен железнодорожными переездами, которые в среднем за день закрываются почти на два часа.

Отметим, что план развития метрополитена с Автозаводской и Сормовской линиями был утвержден еще в 1980 году. Однако, если на первой функционирует уже 10 станций, то на второй — лишь четыре, последняя из которых — «Стрелка» — была открыта год назад.

Будучи губернатором Нижегородской области, Валерий Шанцев обещал развивать как Автозаводскую, так и Сормовскую линию. В частности, он говорил, что от станции «Буревестник» будет построено еще 8 станций, в том числе «Сормовская». Однако за 12 лет правления Шанцева была открыта только одна — «Горьковская», и та в верхней части города.

Планы нынешней власти намного скромнее. В настоящее время рассматривается строительство только трех станций метро: «Оперный театр», «Сенная» и «Волга». Как сообщили NewsNN в МКУ «ГУММиД», на них уже готова проектная документация.

В министерстве транспорта Нижегородской области говорят, что развивать метро в ближайшее время планируют в нагорной части города. Это позволит охватить историческую часть Нижнего Новгорода, в которой из-за «наибольшей плотности застройки варианты изменения организации движения общественного транспорта существенно ограничены».

Также развитие подземки на верхушке, по мнению регионального минтранса, обеспечит: связь «делового» центра со «спальными» районами, подвоз пассажиров к канатной дороге, автостанции «Сенная» и большей части высших учебных заведений.

«Прогнозируется увеличение пассажиропотока метрополитена до 40%», — сообщили NewsNN в министерстве транспорта Нижегородской области.

Экс-председатель комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту Алексей Гойхман считает, что приоритет был отдан «Сенной» только лишь из-за того, что на нее уже готова проектная документация, а на «Сормовскую» — нет.

«Были проведены работы по изучению рельефов. Все документы готовы — берите и стройте. Уже сегодня можно проводить конкурс на „Сенную“. Естественно, нам хочется, чтобы весь город был в метро — как в Москве. Поэтому сормовичи говорят, что им надо в первую очередь строить метро. Но для этого нужно подготовить проектную документацию, изучить рельеф. Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что там он достаточно сложный», — отметил Гойхман в разговоре с корреспондентом NewsNN.

По его мнению, строить надо обе станции, так как они «крайне необходимы». «Но, к счастью или к сожалению, на одну документы готовы, на другую — нет. Поэтому вопрос выбора пока не стоит», — добавил Гойхман.

Доцент ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов считает иначе. По его мнению, единственная станция в городе нужна в микрорайоне Мещерское озеро. С ее появлением, по оценкам эксперта, количество поездок в метро увеличится до 8 млн в год. «Там самая высокая плотность населения, там не ходят трамваи, до „Стрелки“ далеко», — отметил он в беседе с NewsNN.

Иванов полагает, что вариант со строительством станций «Оперный театр» и «Сенная» ничего не даст. Так как те, кто пользуются «Горьковской», без проблем добираются от нее до пл. Сенная.

«Пассажиропоток по сравнению с максимумом, который был в 90-е годы, упал в два раза. Люди просто не верят в систему общественного транспорта, а метро слишком маленькое. Для нашего города оптимально, чтобы длина маршрута на метро составляла около 1 тыс. км [сейчас около 20 км, — прим. NewsNN]», — говорит Иванов.

По его мнению, метро дальше «Сенной» все равно не пойдет, потому что плотность населения падает, а площадь города растет. «Система расселения свелась к тому, что крупные новые микрорайоны строятся на окраинах или за городом. Туда нет смысла метро тянуть», — пояснил эксперт.

По оценкам Иванова, километр «Горьковской» стоит 8 млрд рублей, в то время как километр скоростного трамвая в 16 раз меньше — 500 млн рублей. А на автобусы и электробусы затраты по сравнению с метро минимальные.

«Я не знаю, как они считают. И считают ли вообще. Я делал расчеты, когда «Горьковская» вводилась. Все совпало. Власти говорили, что чуть ли не в три раза пассажиропоток увеличится. Но тогда он вырос на 30%. А сейчас он упал ниже того уровня, что был до строительства «Горьковской», — заключил он.

Все упирается в финансы

Руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин уверен, что и в верхней части города в ближайшие 10 лет новая станция метро вряд ли появится, так как все упирается в финансы. «К сожалению, такие инфраструктурные объекты за деньги регионального бюджета, а тем более муниципального, реализовать невозможно. Необходимо, чтобы федерация выделила очень серьезные дотации. Поэтому было принято решение, что власти будут развивать другой общественный транспорт», — пояснил он в разговоре с NewsNN.

Нижегородцам ждать метро не стоит, считает Кузин. А в «ГУММиД» уверяют, что сроки строительства зависят от получения федерального софинансирования. Однако вопрос выделения средств из бюджета РФ на развитие нижегородского метрополитена стоит уже не первый год.

Еще весной 2018 года в правительстве Нижегородской области сообщали NewsNN, что ведут переговоры с федеральными властями. А министр строительства региона Алексей Сыров в июне прошлого года заявил, что станции «Оперный театр» и «Сенная» могут стать подарком на 800-летие Нижнего Новгорода. «Как только федерация подтвердит софинансирование, мы готовы будем выйти на стартовую площадку уже в течение недели», — сказал тогда Сыров. Однако до сих пор этого не произошло.

NewsNN направил запрос в правительство РФ, на момент публикации материала ответ не поступил.

Стоимость двух нижегородских станций оценивается в 23 млрд рублей. При этом в региональный бюджет на 2019-й и плановый период 2020–2021 гг. деньги на метро не закладывались. При условии, что регион получит, допустим, 50%-ное софинансирование, из областной казны необходимо будет выделить порядка 5-7% средств годового бюджета.

Замдиректора представителя АО «ФИНАМ» в Нижнем Новгороде Павел Корчагин уверен, что как только городской администрации удастся найти средства, развитие метрополитена пойдет быстрее. По его мнению, чтобы метро сначала «вышло в ноль», а потом и стало прибыльным нужно, чтобы как можно больше людей начали им пользоваться.

«В городе сложился своего рода „замкнутый круг“: сейчас есть две линии, услугами метро пользуется мало людей, денег от его деятельности поступает недостаточно, что не дает развиваться этому виду транспорта, соответственно у него нехватка пассажиров и так далее, по кругу. Поэтому в данном случае, очевидно, что нужно изыскивать средства и продолжать его развивать», — добавил Корчагин в разговоре с NewsNN.

Сормовичам построят развязку

Пока со строительством метро нет ясности, зато на 800-летие Нижнего Новгорода сормовичи получат новый виадук на Циолковского. На эти цели власти РФ уже выделили 2,8 млрд рублей.

Но до открытия новой скоростной дороги еще, как минимум, два года. Поэтому жители Сормова, по словам Кузина, находятся «в очень плачевном состоянии с точки зрения транспортной доступности».

В настоящий момент ведутся предпроектные работы. Однако уже в их начале было выявлено «огромное количество усложнений, которые необходимо учитывать», рассказал Кузин. Объем работ существенно вырос.

«Если работы будут выполнены в необходимом объеме и качественно, то почти половина Сормовского района сможет вздохнуть спокойно, поскольку будет выезжать из своего микрорайона напрямую, условно говоря, по высокоскоростной магистрали. Сейчас средняя скорость на тех точках, через которые автомобилисты покидают район, не превышает 10 км/ч. С появлением виадука скорость вырастет минимум в 6 раз», — отметил эксперт.

«Особенно радует, что специалисты, которые занимаются проектированием, прорабатывают транспортную схему на этом участке не под текущую нагрузку, а с учетом того, что она возрастет», — поделился Кузин.

#Дарья Вознесенская #Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь