«Радиотехбанк» лишился лицензии через 2 года после начала банкротства «Татфондбанка»

31 января 2019, 16:21
Нижегородский «Радиотехбанк» лишился лицензии. Эксперты отмечают, что так часто происходит после банкротства материнской компании (в данном случае «Татфондбанка»), и полагают, что уход небольшого местного банка не окажет влияние на рынок.

Приказом Центробанка (ЦБ) от 31 января 2019 года отозвана лицензия на осуществление банковских операций у ПАО «Радиотехбанк» (РТБ, Нижний Новгород), сообщила сегодня пресс-служба ЦБ. По величине активов на 1 января 2019 года банк занимал 276 место в банковской системе РФ.

Как говорится в отчетности РТБ за 9 месяцев 2018 года его активы увеличились на 4,9% до 4,33 млрд рублей, объем средств, привлеченных от юрлиц (кроме банков) вырос на 12,2% до 939,3 млн рублей, средства на счетах физлиц снизились до 2,23 млрд рублей (на сколько – не указано).

ЦБ выявил в деятельности РТБ многочисленные нарушения законодательства в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Также нижегородский банк был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций. ЦБ семь раз в течение последних 12 месяцев применял меры в отношении РТБ, в том числе вводил ограничения на привлечение денег физлиц.

В нижегородском банке назначили временную администрацию, а полномочия исполнительных органов банка приостановили.

Крупнейшим акционером банка (около 30% уставного капитала) является «Татфондбанк» (ТФБ). 3 марта 2017 года ТФБ лишился лицензии, и в этот же день был арестован председатель правления этого банка Роберт Мусин по подозрению в хищении и злоупотреблении. Общая сумма ущерба от его действий превысила 35 млрд рублей. В том числе Мусин подозревается в хищении 3 млрд рублей, полученных в кредит у ЦБ. В апреле 2017 года суд признал ТФБ банкротом и ввел на нем конкурсное производство.

Как писали СМИ, в конце 2016 года РТБ вывел из падающих ТФБ и другого татарстанского банка «Интехбанк» 820 млн рублей. Затем эти сделки получили статус предпочтительных, а арбитражный управляющий татарстанских кредитных организаций потребовал вернуть их в конкурсную массу. Соответствующие заявления были поданы в суд. Но затем Агентство по страхованию вкладов (АСВ) отозвало иски к банку – шесть заявлений на общую сумму 840 млн рублей.

Тогда было заключено мировое соглашение. Согласно ему РТБ передаст в конкурсную массу ТФБ 84 млн рублей и выкупит свой пакет акций – те самые 30%, которыми владеет татарстанский банк.

АСВ пыталось трижды пыталось продать этот пакет на торгах (последний раз в декабре 2018 года), но желающих купить его не было. Эксперты полагали, что нынешние акционеры нижегородского банка выжидают более низкую цену.

В июле 2017 года акционером РТБ стал бывший министр культуры Нижегородской области Владимир Седов с долей в уставном капитале банка почти 6%. Потом его избрали председателем совета директором РТБ.

Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», остальные юрлица-акционеры РТБ, находятся в стадии ликвидации либо конкурсном производстве с 2017-2018 годов: УК «АктивАр», «ТатИнК-Финанс» «Шарт», «Активные технологии», УК «ТатИнК». Все эти компании из Татарстана. По последним данным, 28 января УК «АктивАр» продал свою долю Руслану Камалову.

В РТБ не стали комментировать ситуацию с отзывом лицензии. Но банк развивался, и несмотря на убыток за 9 месяцев 2018 года в размере 169 млн рублей, и в прошлым году открыл новый офис в Москве. По последним данным, у банка 17 подразделений в Нижегородской области, Москве, Самаре и Казани.

Директор «Интерфакс ЦЭА» Алексей Буздалин рассказал NewsNN, что когда у основного акционера (в данном случае у «Татфондбанка») отзывается лицензия, клиенты дочерней компании начинают разбегаться.

«А уход клиентов для небольшого банка – это очень чувствительно», - отметил эксперт.

Он напомнил, что обычно вслед за банкротством материнской компании идет банкротство и дочерних структур. Так, отзыв лицензии в 2016 году у нижегородского «ФОРУС банка» повлек за собой отзыв лицензий у «дочек» банка – краснодарского «Идея банк» и питерского «Северо-Западный 1 Альянс Банк».

Совладелец нижегородской гостиницы «Бугров Хостел» Юрий Кузьмичев сообщил NewsNN, что отзыв лицензии у РТБ, доля которого на рынке очень мала, вряд ли повлияет на нижегородский бизнес. По его словам, могут каким-то образом пострадать юрлица, которые в этом банке обслуживались, но никак не вкладчики (вклады РТБ застрахованы).

«Давно уже львиная доля всех кредитов и обслуживание юридических лиц приходится на крупные банки, - сказал он. – Поэтому закрытие местных банков немного меняет ситуацию на нижегородском рынке, но глобально по сути ничего не произошло».

По словам Кузьмичева, отзыв лицензии у РТБ – это продолжение тенденции укрупнения и вытеснения местных банков и очередной звонок для юрлиц и вкладчиков о необходимости переходить в более крупные банки.

Он напомнил, что пять лет назад всего его счета также были в нижегородском «Регионинвестбанке» (потом был переименован в «Профессиональный кредитный банк» и лишился лицензии). «Когда начались проблемы, мы успели выйти из этого банка без потерь. Теперь все счета у нас в крупном банке», - резюмировал Кузьмичев.

#Эксклюзив #Екатерина Чичурина #Аналитика
Подпишитесь