Программы поддержки
Как NewsNN сообщили в региональном министерстве промышленности, торговли и предпринимательства, «Агентство по развитию системы гарантий и микрокредитная компания» предоставляет поручительства по кредитам субъектов малого предпринимательства и выдает микрозаймы.
Доступность кредитных ресурсов обеспечивает и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», с которой взаимодействует нижегородское правительство. Корпорация предоставляет льготное кредитование по ставке 10,6% годовых для субъектов малого предпринимательства, 9,6% – для субъектов среднего предпринимательства. Минэкономразвития России совместно с этой корпорацией также разработали программу «1706», действующую с 2018 года для субсидирования банков, кредитующих малый и средний бизнес на льготных условиях – под 6,5% годовых.
В 2017 году в Нижнем Новгороде начал работать региональный фонд развития промышленности, выдающий займы под низкие проценты, и стали предоставляться налоговые преференции в рамках специального инвестиционного контракта.
В моногородах оказывается прямая финансовая поддержка: субсидирование лизинговых платежей и компенсация процентной ставки по кредитам.
Также в регионе действуют промышленные кластеры, которые дают возможность получить субсидирование из федерального бюджета на реализацию совместных проектов, грантовые конкурсы, обучение молодежи и неработающих женщин предпринимательству.
Всего в текущем году на реализацию программы поддержки предпринимательства Нижегородской области направлено более 309 млн рублей, в том числе привлечено из федерального бюджета 141,53 млн рублей.
В регионе, по данным на 10 августа 2018 года, работает почти 129 тысяч субъектов МСП, что на 2,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Численность занятых на таких предприятиях составила 483,5 тысяч человек (рост на 1,9%).
«Костяк» без помощи
Незначительный прирост числа предпринимателей, скорее всего, связан с тем, что большая их часть сосредоточена в сфере торговли и общепита. Тогда как госпомощь получают другие отрасли.
Член совета НРО «Опора России» Ирина Войнова говорит, что основная господдержка МСП в Нижегородской области направлена на сферы производства, IT-отрасль и сельское хозяйство, а «костяк» предпринимательства – это розничная торговля, общепит и сфера услуг.
«Раньше в Нижегородской области была господдержка и для общепита в части покупки оборудования, но потом ее убрали», - напоминает Войнова.
Владелец и гендиректор нижегородского кафе «Дикси» Надежда Нефедова не участвовала в программах господдержки МСП. По ее словам, рекламы этих программ нет, и многие предприниматели о них не знают. «Возможно, такая господдержка распространяется на более крупные предприятия», - полагает Нефедова.
По словам Войновой, не поддерживается и сфера торговли: мелкие магазины закрываются, вытесняемые крупными сетевыми компаниями.
Зампредседателя комитета Заксобрания области по экономике и промышленности Владимир Буланов тоже сетует на выдавливание с рынка точек мелкой розничной торговли. Он напоминает, что почти каждый новый глава Нижнего Новгорода заявляет о новом закрытии таких точек. При этом взамен закрытых ларьков и небольших магазинов строятся крупные сетевые. Тогда как, по словам Буланова, мелкие магазины зачастую предлагают качественные товары по более низким ценам. Объясняется это тем, что хозяин небольшой лавочки знает почти всех своих покупателей и дорожит ими.
«Думаю, что в ближайшие год-два эта тенденция докатится до районов Нижегородской области: мелких магазинов будет все меньше и меньше», - прогнозирует Буланов.
Одно из последних судебных дел – решение в отношении предпринимателя о сносе магазина «Дубравушка» на окраине Нижнего Новгорода как самовольной постройки.
Один из предпринимателей Нижнего Новгорода, владеющий магазином и кафе, рассказывает, что господдержки предпринимателей, работающих в торговле, никогда не было. Теперь, из-за ужесточения правил выдачи лицензий на торговлю алкоголем, активного развития сетевых магазинов, увеличения налогов, мелких магазинов остается все меньше. «Выручка упала вдвое, я сократил многих людей и сам работаю и грузчиком и кассиром, а налоги выросли в разы, – жалуется предприниматель. – Просто закрыть свой магазин я не могу: не будет средств платить за него налоги. При этом власти пускают «чужие» сети из других регионов и не дают работать своим».
По словам предпринимателя, в других городах работать легче: так, некоторые его коллеги по бизнесу перебрались, например, в Санкт-Петербург и Воронеж.
«Нам не так нужна помощь от государства, было бы мягче законодательство», - сетует он и напоминает, что кадастровая стоимость недвижимости увеличилась многократно, что повлекло за собой такой же существенный рост налогов на недвижимость, а госрегулирование цен на алкоголь привело к росту продаж нелегальной водки, что неизбежно сказалось на легальных продажах.
По мнению Войновой, на рынке хватило бы места всем – и крупным, и небольшим магазинам. «Для этого нужно более мягкое законодательство», - соглашается эксперт.
Бывает и так, что власти своими противоречивыми распоряжениями тормозят развитие МСП не только в сфере торговли.
Например, нижегородское ООО «Паркинг-Центр», получившее по итогам аукциона территорию под застройку в Ленинском районе Нижнего Новгорода еще в 2012 году, не смогло в срок начать строительство. Сначала городские власти утвердили схему строительства газопровода, проходящего по данному участку, что мешало реализации проекта. Затем областные власти долго согласовывали передачу в собственность участков на этой территории, а при их оформлении выяснилось, что участки нельзя передавать в частную собственность из-за приказа нижегородского минэкологии. Позже данный приказ был отменен.
Все это в итоге привело к затягиванию сроков начала правительства. «Паркинг-Центр» просил администрацию Нижнего Новгорода продлить сроки договора по застройке, и не получив ответа, обратился в суд. Арбитражный суд отказал инвестору в удовлетворении иска.
Другая нижегородская компания – ООО «Селена» – планировала строительство шестиэтажного дома на Верхне-Волжской набережной, 19а в Нижнем Новгороде. Однако минстрой области отменил разрешение. Причиной стала проверка управления госохраны объектов культурного наследия: выяснилось, что застройщик не предоставил документы по обеспечению сохранности двух расположенных рядом исторических зданий. Разрешение на строительство администрация города выдала в октябре 2017 года, а охранные зоны этих объектов культнаследия областное правительство определило в июле 2017 года. Поэтому в сентябре 2018 года управление госохраны отозвало согласование проектной документации, что повлекло отзыв разрешения на строительство.
Уполномоченный по защите и ТПП
В ТПП Нижегородской области рассказали о росте числа консультаций для МСП: если в 2014 году бесплатные консультации получили 1,6 тысяч предпринимателей, то в 2017 году – уже более 2 тысяч, а в 2018 году планируется проконсультировать около 3 тысяч предпринимателей.
Уполномоченный по защите предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий называет господдержку МСП в Нижегородской области эффективной, но считает, что ее надо расширять.
Так, он приводит в пример нулевую ставку налога в первые два года для предпринимателей, которые начали дело в промышленной сфере с оборотом до 8 млн рублей в год и численностью до 15 человек. По мнению Солодкого, следует увеличить «входные условия» (оборот и численность) в несколько раз для получения такой господдержки.
Также Солодкий считает, что нужно расширить перечень числа услуг и видов деятельности для предпринимателей, работающих по патенту (упрощенная система ведения бизнеса). «Как показывает опыт Москвы и других городов, это позволило бы бизнесу выйти из тени», - поясняет омбудсмен.
В числе нужных Нижегородской области мер поддержки бизнеса он также называет создание региональной лизинговой компании, как в ряде регионов ПФО.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», сам Солодкий владеет тремя нижегородскими компаниями – ООО «Приволжский центр международных инвестиций», ООО УК «Росбелл» и ООО «Усадьба», но доли в уставном капитале этих компаний переданы в доверительное управление его сыну Дмитрию.
А вот в Татарстане бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов уже не является владельцем и руководителем каких-либо компаний. С 2002 по 2007 годы он был топ-менеджером нескольких предприятий, но затем стал госслужащим – главой Дрожжановского района Татарстана, а с 2013 года – омбудсменом. В республике по результатам исследования деловой активности и настроений бизнеса в августе (его проводило MAGRAM Market Research и одним из татарстанских банков) более половины предпринимателей заявили об ухудшении условий работы. Нагуманов тогда пояснил, что ситуация с ухудшением положения бизнеса продлится как минимум полгода. Однако он отметил, что это «общефедеральный тренд».
В 2016 году в Татарстане появился совет по предпринимательству при главе республике, где выслушивались пожелания бизнесменов. Но в действительности проблемы так и не решаются. Например, в 2013 году, когда Нагуманов только начал работать, предприниматели жаловались на административное давление и проверки, но в 2018 году проблемы остались те же. А в telegram-каналах Татарстана критиковали совет, поскольку на нем собирают только «своих» предпринимателей.
Но при всем этом Нагуманов, в отличие от нижегородского омбудсмена, гораздо чаще появляется в публичном поле. Он зовет бизнесменов на круглые столы, ездит общаться с предпринимателями в районы, проводит советы по предпринимательству.