Posted 27 февраля 2020, 12:25
Published 27 февраля 2020, 12:25
Modified 3 ноября 2022, 18:49
Updated 3 ноября 2022, 18:49
Типичный пример строительства жилых домов на «помойке» — это ЖК «Бурнаковский» в Московском районе Нижнего Новгорода. Впервые мысли о возможной застройке Бурнаковской низины, имевшей статус промышленной зоны, появились в 2010 году. Уже тогда специалисты советовали этого не делать. На тот момент зампред думы Нижнего Новгорода Ольга Балакина отметила, что возведение домов неблагоприятно скажется на здоровье людей и вызовет рост онкологических заболеваний.
«Конечно, там нельзя было начинать строительство. Потому что вся территория у бывшего завода „26 Бакинских комиссаров“ за годы советской власти сильно была загрязнена нефтепродуктами. Кроме того, нефтебаза на берегу Волги существует с дореволюционных времен. Она тоже бесконтрольно теряла нефтепродукты, которые в результате образовали там линзу над уровнем подземных вод — по сути это уровень озер», — сказал в разговоре с корреспондентом NewsNN доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов. Известно, что в советское время активно применялись методы уничтожения малярийных комаров с помощью занесения в болота Бурнаковской низины мазута.
Несмотря на это, Олег Сорокин, будучи председателем комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре, заявил, что, если найдется инвестор, то зонирование низины будет изменено.
Вскоре такой желающий нашелся. Им стал член комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экологии Евгений Березин. Его компания ООО «Жилстрой-НН» приобрела участок под строительство на аукционе за 100 млн рублей. Березина не смутила загрязненность участка, на котором он собирался возводить жилые дома.
«Нормально ли строить на помойках? В Нижнем Новгороде есть пустые площадки под застройку, но там не строят. Почему Евгений Березин лезет строить на помойку?», — возмущался в мае 2012 года на тот момент депутат гордумы Александр Бочкарев. Он был озабочен тем фактом, что люди «будут тихо умирать» на неблагополучной земле.
Тогда еще глава думского комитета по экологии Михаил Барковский попросил провести независимую экспертизу почвы в Бурнаковской низине. По его словам, она «напичкана всеми элементами таблицы Менделеева». Но депутаты его не поддержали, впоследствии проголосовав за внесение изменений в генплан Нижнего Новгорода, благодаря которым «Жилстрой-НН» мог начать комплексное освоение Бурнаковской низины.
В кулуарах думы говорили, что так произошло неспроста: Березин, получивший участок для строительства домов на экологически благополучной территории бывшего совхоза «Цветы», отказался от него в пользу фирмы, аффилированной с Сорокиным, который к тому моменту уже стал главой Нижнего Новгорода. Как писал «ФедералПресс», взамен ухода с этого участка Березин получил поддержку городской власти в вопросе застройки Бурнаковской низины.
Позже на думских комитетах еще не раз вставал вопрос о безопасности строительства жилья в Бурнаковской низине. Но это не заставило Березина отказаться от планов по возведению жилья, которое будет людям, с его слов, «по карману». Кроме того, он начал строительство домов без разрешения. «Заключение госэкспертизы проекта мы получили еще четыре месяца назад, а разрешение на строительство нам до сих пор не выдали. Но я не могу распустить рабочих, объяснив им, что надо еще подождать», — говорил Березин в мае 2012-го.
Позже департамент Росприроднадзора по ПФО пришел к выводу, что в Бурнаковской низине нельзя ни строить, ни жить. Так, ведомство установило, что эта территория является «достаточно грязной зоной».
«Нижегородцы сделали свой выбор и с нетерпением ждут новоселья. Может быть, пора прислушаться к их мнениям и осознать перед ними ответственность, ведь у горожан не так много возможностей приобрести действительно доступное жилье», — отвечал на все обвинения Березин.
«Мы в 2012 году проводили изучение. Тогда были найдены и ртуть, и свинец, и кадмий, и нефтепродукты, и бензопирен. Превышение по нефтепродуктам доходило до 22 тысяч ПДК. В связи с тем, что начали выходить нефтепродукты в реку, в 2019 году были проведены новые исследования Бурнаковской низины. Специалисты нашли все то же самое, плюс еще медь. То есть, в основном, почва относится к категории опасной. Это первые дома, которые идут ближе к кругу на Мещере, и четыре последних», — рассказала в беседе с NewsNN заслуженный эколог России Клара Романова.
Она лично общалась с Березиным и говорит, что депутат прекрасно знал о том, что строит дома на опасной почве. «Это один из минусов, которые можно записать в актив компании», — отметила Романова.
Барковский в разговоре с корреспондентом NewsNN сообщил, что прежде чем строить дома в Бурнаковской низине, необходимо было провести рекультивацию всего земельного участка на глубину порядка 10 метров. Но никто этого не сделал.
По словам Иванова, застройщику был передан неподготовленный участок. При этом компания «просто насыпала слой грунта — метров пять — в надежде на то, что это предохранит жителей от нефтепродуктов». Но их испарение через такую толщу все равно происходит, говорит Иванов.
«Я больше 10 лет назад выходил на эту территорию. Я видел там образовавшиеся на уровне водоемов черные пленки. Это означает, что территория была очень серьезно загрязнена. Эти нефтепродукты нужно было извлечь. Я думаю, что это могло быть и безубыточное мероприятие — извлеченные нефтепродукты можно было очистить и использовать по назначению. Но этого сделано не было», — рассказал он.
Иванов считает, что другого варианта, кроме очистки, не было. «Застройщик выбрал свое решение. Никакой экологической экспертизе оно не подвергалось. Я думаю, что запахи нефтепродуктов будут сохраняться там довольно долгое время», — добавил эксперт.
Еще одно негативное последствие застройки Бурнаковской низины начало проявляться несколько лет назад. На Волге в районе Сормова постоянно стали образовываться нефтяные пятна.
«Как только начали строить этот микрорайон, он стал давить на почву и выдавливать нефть круглый год. Ранее радужные разводы на поверхности Волги можно было увидеть только в период половодья», — пояснил эколог Асхат Каюмов.
Эксперты сходятся во мнении, что плохая экология на территории Бурнаковской низины влияет на здоровье нижегородцев, которые там живут. По словам Барковского, Московский район лидирует по числу онкологических заболеваний. На момент публикации материала ответ минздрава Нижегородской области на запрос NewsNN не поступил. Но, согласно публикациям в СМИ, Московский район, действительно, занимает первое место в Нижнем Новгороде по числу онкобольных.
«Я не исключаю, что нахождение домов в Бурнаковской низине приводит к рискам для здоровья людей. У кого-то возможны аллергические реакции, у кого-то — заболевания органов дыхания», — говорит Иванов.
По информации Романовой, основное влияние от загрязненной почвы в Бурнаковской низине идет на репродуктивную систему. «Это возможность выкидышей, рождение больных детей, а также бесплодие», — отметила она.
Барковский также рассказал, что сам Березин болен онкологией. «Вы обратите внимание на здоровье Березина. За все в этой жизни приходится платить. Можно что-то скрыть от людей, что-то сделать плохое им, но от Господа не убежишь», — подчеркнул он.
Отметим, что за девять месяцев 2019 года Березин принял участие только в одном из 17 заседаний комитетов ЗСНО, в которых он состоит. 26 сентября он не участвовал в заседании парламента. При этом в документах, размещенных на сайте Заксобрания, нет информации о том, что депутат отсутствовал по причине болезни.
Жители ЖК «Бурнаковский», с которыми удалось пообщаться корреспонденту NewsNN, не в курсе, что было раньше на месте их домов. При покупке квартир менеджеры компании ничего не рассказывали им о землях Бурнаковской низины, пропитанных нефтепродуктами.
Напомним, что это не первый опыт Березина по строительству домов на экологически неблагоприятной территории. ЖК «Медвежья долина» появился на месте бывшей городской свалки, а жилой комплекс у Артемовских лугов может стать соседом станции аэрации, очищающей городские канализационные стоки перед сбросом в Волгу.
NewsNN направил запрос в «Жилстрой-НН», чтобы выяснить, почему компания выбирает такие участки под строительство домов, а также проводит ли она работы по улучшению экологической обстановки в ЖК «Бурнаковский» и контрольно-измерительные мероприятия по выявлению загрязнений. Однако застройщик отказался давать комментарии.
Запросы в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, министерство экологии Нижегородской области по теме застройки Бурнаковской низины остались без ответа.
По словам эколога Романовой, существуют биологические методы, позволяющие рекультивировать землю, на которой уже построены дома. Это посадка тех зеленых насаждений, которые вытягивают на себя вредные вещества из почты. Будут ли проведены данные работы в ЖК «Бурнаковский» — неизвестно.