Posted 21 февраля 2016,, 11:21

Published 21 февраля 2016,, 11:21

Modified 12 ноября 2022,, 14:13

Updated 12 ноября 2022,, 14:13

Нью-Молодежный: вариант без вариантов?

21 февраля 2016, 11:21
Планы по реконструкции проспекта Молодежного в Нижнем Новгороде в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года далеко не всем пришлись по вкусу. Реконструкция должна была начаться еще осенью прошлого, 2015 года. На сегодняшний день начала работ не видно. Так же, как непонятен и окончательный вариант проекта.

Напомним, для того чтобы максимально быстро доставить прилетающих в аэропорт Стригино пассажиров (потенциальных гостей ЧМ-2018) в центр города и к стадиону «Волга», был разработан проект расширения проспекта Молодежного с возможностью подъезда от аэропорта к конечной автозаводской станции метро «Парк культуры» на автомобильном транспорте. Не забудем упомянуть, что некоторыми специалистами предлагалось для этих целей осуществить реализацию другого проекта – железнодорожного «аэроэкспресса» от аэропорта до железнодорожного вокзала (от которого, к слову, доступность стадиона просто шаговая). Или строительства другой автомагистрали – дублера Южного шоссе.

Вопросы к проекту реконструкции проспекта Молодежного возникли еще на стадии проведения конкурса на проектирование работ. Все заявки на конкурс были поданы за два дня до его проведения. Начальная цена 162 045 750 руб. в ходе торгов упала до 79 900 000 руб. Именно эту сумму предложил победитель аукциона – ОАО «Гипростроймост». Произошло удешевление проектирования почти в два раза.

Тогда же появилась еще одна настораживающая информация: «Согласно справке, предоставленной ГУММиД, выделить из состава работ по строительству объекта «Реконструкция проспекта Молодежный до Нижегородского аэропорта в Автозаводском районе г. Нижний Новгород» отдельные конструктивные элементы и элементы обустройства автомобильных дорог как самостоятельные объекты без ущерба не представляется возможным, и, кроме того, отдельные этапы работ не предусмотрены проектом, который уже прошел госэкспертизу». Вместе с тем ФАС требовала именно такого выделения. Напрашивался вывод о том, что проект необходимо доработать и он вновь должен пройти государственную экспертизу. Соответственно, сроки его реализации опять могли быть сдвинуты.

Между тем данные о сроках и этапах реализации проекта в пресс-службе правительства Нижегородской области и в МКУ «ГУММиД» предоставить отказываются.

Выступают против реконструкции проспекта Молодежного и жители Автозаводского района, проживающие на этом участке будущей трассы. Свои опасения и предложения они высказали в письме, направленном в региональный исполком Нижегородского отделения Общероссийского народного фронта.

Жители Автозавода не без оснований опасаются серьезного увеличения грузового транспортного потока в и без того загруженном центре района.

По словам главного инженера ОАО «Институт «Гипростроймост» Дмитрия Крушева, после реконструкции проспекта «грузовой поток будет серьезным». В свою очередь директор МКУ «ГУММиД» (разработчик проекта) Юрий Гаранин отмечает, что данная транспортная «артерия» будет «пристраиваться» и в дальнейшем.

Инициативная группа жителей Автозаводского района «Против реконструкции пр. Молодежного» заявляет, что реализация данного проекта противоречит положениям Градостроительного кодекса. Поскольку нарушает права жителей домов четырех многоэтажек, а также учащихся 126-й средней школы. Иначе говоря, более тысячи человек так или иначе должны будут сосуществовать с новой дорогой.

Активисты бьют тревогу, потому что уверены: транспортная ситуация после реконструкции проспекта Молодежного станет только хуже. С федеральной трассы М-7 хлынет поток грузового транспорта, который никак не улучшит экологию района, безопасность дорожного движения, сохранность дорожного полотна и т. д.

Жители вполне обоснованно считают, что строительство автодороги в 12 метрах от их подъездов противоречит санитарным нормам. Отдельную тревогу у них вызывает увеличение шума, поскольку количество полос для движения транспорта увеличится вдвое против нынешнего. К слову, существующий трафик, по данным Роспотребнадзора, шумит уже выше нормы.

Автозаводцы также припомнили, что часть проспекта Молодежного расположена в границах исторической территории «Соцгород Автозавода». Здесь же находятся два объекта культурного наследия: Автозаводский парк и «радиусный дом». Никакого пиетета по отношению к памятникам в проекте защитники проспекта не увидели. Наоборот, по их мнению, предполагаемая реконструкция противоречит ряду городских и областных нормативных актов, а также нарушает охранные зоны указанных ОКН и исторической территории, искажает окружающий ландшафт.

К обращению жителей приложена экспертиза кандидата экономических наук Александра Иванова, который в своем анализе подтверждает опасения об ухудшении транспортной и экологической обстановки в районе и городе в случае реализации проекта.

При этом авторы обращения предлагают альтернативные варианты решения вопроса. Напомним эти варианты: «аэроэкспресс» от аэропорта до железнодорожного вокзала и станции метро «Московская», который позволит гостям Нижнего Новгорода всего за пять минут добираться до географического центра города; второй вариант предусматривает строительство дублера Южного шоссе и тоже имеет свои понятные плюсы.

Тем не менее в региональном минтрансе подъезд к аэропорту от станции метро «Парк культуры» через проспект Молодежный считают «оптимальным вариантом». По мнению чиновников, именно он будет способствовать созданию более комфортных условий как для жителей района, так и для перемещения клиентских групп FIFA.

Заместитель губернатора Нижегородской области Александр Байер сообщает жителям, что, согласно расчетам, приведенным в проектной документации, «санитарно-гигиеническая и экологическая обстановка на территории домов, примыкающих к проспекту Молодежному, после реализации проекта не ухудшается».

Байер заверил жителей, что показатели шума не будут превышаться. Поскольку окна в домах и школе, выходящие на проспект, он обещает заменить на специальные – шумозащитные, а параллельно дороге установить шумозащитные же экраны. Расходы на то и другое уже заложены в бюджет реконструкции проспекта. Однако оценка эксперта Александра Иванова опровергает данное утверждение.

В ответе замгубернатора также присутствует заверение, что все строительные работы будут проводиться за границами охранных зон ОКН, упомянутых выше.

Напомним, что стоимость реконструкции проспекта Молодежного должна была составить 4 млрд 322,7 млн рублей. 85% средств инвестиций должны были привлечь из федерального бюджета, 9% – из бюджета области,6% – из бюджета города. Такая информация была озвучена на инвестсовете Нижегородской области 16 июля 2015 года.

Однако 17 февраля 2016 года координатор регионального проекта «За честные закупки» Сергей Васильев на пресс-конференции сообщил, что аукцион должен был состояться еще 7 декабря прошлого года. ГУММиД отменил конкурс, аргументируя это уточнением параметров бюджета. Активисты ОНФ обжаловали в антимонопольной службе положения конкурсной документации. «Документы по проспекту Молодежному были приведены в соответствие, сейчас они готовятся к публикации. Однако сумма закупки будет больше», – прокомментировал Сергей Васильев.

Из числа изымаемых участков часть находятся в собственности, часть – в аренде. Их собственниками или арендаторами являются Нижний Новгород, ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород», ООО «Лукойл-Аэро», ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», ОАО «РЖД» и другие частные компании. Также большое количество участков находятся в собственности садоводов.

Нью-Молодежный. Продолжение: рокировка в пользу своих

20 февраля на портале госзакупок появилась информация о новом госконтракте на реконструкцию проспекта Молодежного.

По последней информации из правительства Нижегородской области новый конкурс должен пройти 21 марта текущего года. Объем финансирования проекта составит 4,187 млрд рублей.

Еще одна новость: все средства будут взяты из регионального бюджета. Для реконструкции участок проспекта даже был передан в область из собственности Нижнего Новгорода. Согласно контракту в 2016 году подрядчик должен выполнить работы на сумму 1,2 млрд рублей, а в 2017-м – на 2,9 млрд. Работы должны быть закончены до 31 января 2017 года.

А теперь интересный нюанс: раньше заказчиком выступал департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода, и в конкурсно-сметной документации должны были содержаться сведения об общественном обсуждении проекта.


Теперь, когда заказчиком выступает область, публикация такого рода документов не предусмотрена.


Если в начале процесса конкурс был открытым для любых участников, то теперь объявлено о проведении конкурса «с ограниченным количеством участников».

Напомним, что ранее конкурс был отменен в связи с активной критикой со стороны общественности, активистов Общероссийского народного фронта и ФАС России. В частности, заявлялось, что проект контракта заточен под конкретных исполнителей и не дает возможности небольшим компаниям участвовать в нем.

Тогда администрация города заявляла, что возможности разбивки лота не предусмотрено проектом реконструкции, разработанным летом 2015 года. По мнению представителей ГУММиД, на строительном рынке Нижегородской области имеются организации, удовлетворяющие всем требованиям и способные выполнить весь комплекс работ.

В новом контракте, опубликованном 20 февраля, разбивки на этапы так и не случилось, хотя в него формально включен пункт о привлечении субподрядчиков «из числа субъектов малого предпринимательства и/или из числа социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем привлечения субподрядчиков составляет 20% от цены контракта».

Одновременно с этим на 2 рубля снижена цена всего контракта. Устроит ли такое незначительное изменение Федеральную антимонопольную службу – покажет время.

Предварительный итог на сегодняшний день таков. Работы по реконструкции проспекта Молодежного не ведутся, хотя должны были начаться осенью прошлого года. Мнение жителей, которым придется жить в нескольких метрах от перезагруженной транспортной магистрали, учитывать никто теперь вообще не собирается. Сроки реализации проекта все более оттягиваются, что дает еще раз понять, что на рассмотрение альтернативных вариантов времени не осталось. А новый конкурс дает возможность думать, что он «заточен» под конкретных исполнителей.

P. S. Время в пути в «аэроэкспрессе» «Белорусский вокзал – Шереметьево» – 35 минут. Время (прогнозируемое) проезда в «аэроэкспрессе» «Аэропорт Стригино – Московский вокзал» (Нижний Новгород) – 10 минут. И этот способ перемещения пассажиров от авиаузла до ж/д вокзала мог бы оказаться востребованным и после ЧМ, особенно в свете открытия нового терминала Стригино.

Сергей Клемес

Татьяна Кузнецова

Оксана Иванова


"