Posted 18 июля 2019,, 10:55

Published 18 июля 2019,, 10:55

Modified 3 ноября 2022,, 18:23

Updated 3 ноября 2022,, 18:23

Новая платная трасса Москва — Казань: плюсы и минусы для нижегородцев

18 июля 2019, 10:55
Окончательное решение по строительству платной скоростной автодороги Москва — Казань еще не принято, но федеральные власти склоняются именно к нему, а реконструкцию существующей трассы М-7 «Волга» признают нецелесообразной. О плюсах и минусах нового автобана для Нижегородской области — в материале NewsNN.

О необходимости развития скоростного сообщения на маршруте Москва — Нижний Новгород — Казань говорят давно. Так, с 2013 года обсуждается строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Линия ВСМ протяженностью 770 км должна была затронуть 7 субъектов России. Скорость движения поездов — 350 км/ч. Стоимость железнодорожного проекта оценивалась 1,7 трлн рублей.

Между тем, в 2018 году проект подвергся критике — выяснилось, что строительство ВСМ является капиталозатратным мероприятием, и одной продажей билетов окупиться не сможет. В 2019 году было принято решение отложить строительство ВСМ между Москвой и Казанью на определенный срок, отдав предпочтение реализации более перспективного проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.

Рядовые нижегородцы к этой новости отнеслись спокойно. На поездах «Стриж» пассажиры из Нижнего Новгорода по обычной железнодорожной инфраструктуре добираются до столицы за 3 часа 35 минут. ВСМ увеличила бы скорость перемещения всего лишь на 1 час — время несущественное для людей, не связанных с Москвой рабочими отношениями и не посещающими столицу регулярно.

В качестве альтернативы высокоскоростной магистрали теперь рассматривается платная автомобильная трасса Москва — Казань в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Речь идет о строительстве новой четырехполосной дороги, расчетная скорость движения по которой составит 120 км/ч.

Общая протяженность автомагистрали — 729 км. Дорогу предлагается провести через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач, Канаш (Чувашия) и село Шали (Татарстан). В Нижегородской области автодорога пройдет по территории семи районов — Ардатовского, Арзамасского, Вадского, Бутурлинского, Краснооктябрьского Сергачского и Пильнинского. Ориентировочная длина участка — 107 км.

Расчетная стоимость строительства равна 539,6 млрд рублям, из них 323,1 млрд рублей планируется направить из федерального бюджета и 216,5 млрд рублей — из внебюджетных источников. В настоящий момент государственная компания «Автодор» осуществляет предпроектную подготовку по планировке территории для реализации проекта. Завершение строительства намечено на 2024 год.

Платная автомобильная трасса Москва — Казань, рассматриваемая как альтернатива высокоскоростной магистрали по тому же маршруту, более предпочтительна для Нижегородской области, считает кандидат экономических наук, специалист по устойчивому развитию городов Александр Иванов.

В случае, если бы в нынешних условиях был реализован проект ВСМ, это облегчило бы возможность трудоустройства в Москву и привело бы к оттоку высококвалифицированной рабочей силы из Нижнего Новгорода, говорит он.

По словам специалиста, платная автомобильная дорога должна заменять существующую, быть полноценной альтернативой. Она будет пользоваться популярностью, если будет скоростной и безопасной одновременно. «Это все достижимо, у нас нет какого-то сложного рельефа местности. Этот проект должен повысить для людей самодостаточных возможность более тесно связываться с Москвой. В то же время Нижний Новгород мог бы рассматриваться как зона рекреации и туризма, и это направление нужно развивать», — сообщил Иванов в беседе с NewsNN.

При этом он отметил, что строительство скоростной магистрали положительно скажется именно на развитии области, а не города. В Нижнем Новгороде проживает около 40% населения, все остальные — в других населенных пунктах, и в основном, к югу от столицы Приволжья, где и будет проходить магистраль.

Новая дорога будет немного короче трассы М-7 «Волга», что сократит время в пути от Москвы до Казани, говорит, в свою очередь, министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов. На М-7 сейчас снизилась скорость потока — появились новые светофоры на перекрестках, и платная трасса будет оптимальной альтернативой для людей, полагает министр.

По словам Власова, экономическая выгода от строительства платной трассы Москва — Казань будет ощутима уже на этапе строительства. «Это карьеры, работа наших подрядных организаций и так далее. Появятся новые рабочие места. После запуска движения на трассе налоги от деятельности дороги будут поступать в бюджеты всех уровней, в том числе и в бюджет нашего региона», — подчеркнул глава областного министерства транспорта.

Строительство дороги — объекта инфраструктуры, потянет за собой развитие прилегающих территорий, определит деловую активность, создав дополнительные рабочие места. Это, безусловно, даст большой положительный эффект, говорит специалист по транспорту, кандидат технических наук Станислав Балынин.

Между тем, любая хорошая идея может быть испорчена плохой реализацией, предупреждает он. В данном случае речь идет о стоимости проезда по данной дороге и наличию действительно хороших альтернативных маршрутов движения из Москвы в направлении Казани и обратно. Если будут встречаться «куски» платной дороги по нынешней трассе М-7 «Волга», то в таком случае ожидать большого положительного эффекта для обычных граждан не стоит.

«Высокая стоимость проезда по платной автодороге вкупе с отсутствием альтернативного маршрута скажется не только на автолюбителях, но и на гражданах, не выезжающих за пределы своего города, села, деревни. Каждый товар на прилавке магазина тоже был доставлен кем-то и по каким-то дорогам. Если альтернативный и качественный вариант дороги был убран, то эти самые рубли сыграют на повышении стоимости конкретного товара для конкретного гражданина», — добавил Балынин в беседе с NewsNN.

Ранее автомобильный эксперт и ведущий радио «Эхо Москвы» Сергей Асланян сказал изданию Inkazan, что «платная дорога не имеет права на существование в нашей стране». Тариф на нее, по его словам, берется «с потолка».

«Платные дороги строятся не как услуга, а как способ взимания дани», — заявил эксперт.

В качестве примера он привел платную трассу из Москвы до Санкт-Петербурга, назвав ее «дорогой смерти». Асланян заявил, что на ней нет заправок, обочин, освещения. Если с водителем что-то случится, он не сможет дозвониться до экстренных служб и припарковать автомобиль на обочину.

«Вам нужно уползти на правый ряд, через какое-то время у вас есть риск погибнуть, потому что в вас влетит тот, кто несется по правому ряду. И ты за это заплатишь 1 300 рублей, потому что такой тариф, а все остальное — это твои проблемы», — пояснил Асланян.

"