Posted 17 июня 2020,, 08:00

Published 17 июня 2020,, 08:00

Modified 3 ноября 2022,, 18:55

Updated 3 ноября 2022,, 18:55

Как могут поменяться российские школы после опыта удаленного образования

Как могут поменяться российские школы после опыта удаленного образования

17 июня 2020, 08:00
Фото: 1Mi
Как могут поменяться российские школы после опыта удаленного образования
Система школьного образования России весной 2020 года приняла вызов в виде срочного перехода на дистанционное обучение. Для многих педагогов и учеников это стало испытанием — они не были готовы к новому формату. Но такой опыт способен качественно изменить подход к обучению, уверены эксперты. Как именно, выяснил NewsNN.

Ранее NewsNN рассказывал о том, с какими трудностями столкнулись нижегородские школьники, начав учиться удаленно. Прежде всего, не все дети были готовы к такому активному использованию компьютеров, так как не было навыков использования электронной почты, текстовых программ и образовательных платформ. Они забывали пароли или просто не знали, на какую ссылку нажать. Особенно сложно было младшему звену — учебный день у них растягивался до ночи.

Учителя, в свою очередь, не всегда могли точно рассчитать объем заданий, отчего дети испытывали перегрузки. Основная претензия родителей была в том, что им приходилось досконально контролировать учебный процесс. Также нижегородцы отмечали, что учиться онлайн мешает недостаточная скорость интернет-соединения и нехватка компьютеров.

Однако помимо негативных сторон удаленного образования педагоги и родители отмечают и положительные моменты. Так, мама восьмиклассницы Дарья Богданова рассказала NewsNN, что сейчас ребенок успешно учится, используя интернет-платформу «Фоксфорд».

«С помощью „Фоксфорда“ удалось эффективно наладить обратную связь с педагогами — на онлайн-уроках ребенок может задавать вопросы и получить комментарии. Есть также и уже записанные уроки, с которыми ребенок может ознакомиться в удобное для него время. Задания интересные и соответствуют по уровню сложности школьной программе», — отметила Богданова.

Ряд преимуществ работы с «Фоксфордом» отмечает и учитель русского языка и литературы Татьяна Лопотовская. В первую очередь, она оценила инструмент по отслеживанию статистики, с помощью которого педагог может проверить, сколько учеников посмотрели урок, кто уже приступил к выполнению заданий, кто выполнил и с каким результатом. Дети также сами видят, где допустили ошибку и за что снижен балл.

«С помощью платформы удобно давать индивидуальные задания. Например, при повторении темы правописания приставок в девятом классе я давала разным ученикам вспомнить разные правила, а потом смотрела, как они справлялись с заданиями. Хорошо организована и подготовка к ОГЭ: в этом году задания отличаются от прошлогодних, и на платформе уже загружены уроки, где готовят по новым требованиям», — добавила в разговоре с NewsNN Лопотовская.

Учитель английского языка Оксана Здобнова подчеркнула удобство урочной системы:

«Мне как учителю особенно удобно, что темы разбиты по классам, уроки — по темам, а в каждой теме обозначено, что именно будет изучаться».

Учитель биологии Ветошкинской общеобразовательной школы Нижегородской области Елена Пантелеева отмечает, что использование «Фоксфорда» дисциплинирует детей, в результате все работы приходят на проверку вовремя.

«Дети сразу видят результаты выполненных заданий, а не ждут проверки. Мне формат оценки тоже показался удобным. Я могу наблюдать, кто уже выполнил задание, и поторопить тех, кто к нему еще не приступал. В итоге сдают задания вовремя», — рассказала педагог NewsNN.

Мама девятиклассника Наталья Устинова отметила, что удаленный формат обучения научил ее сына самостоятельности.

«Михаил стал больше выполнять уроки сам. Даже по своей инициативе делал некоторые необязательные задания, например, по географии. А подключиться к платформе ему удалось без посторонней помощи», — рассказала она.

Сам юноша отметил в разговоре с NewsNN, что планирует использовать «Фоксфорд» для подготовки к экзаменам. По его словам, онлайн-уроки позволяют «освежить память».

Когда стало известно о том, что российские школы уходят на удаленку, команды технологической компании TalentTech и «Фоксфорда» объединились, чтобы помочь регионам бесплатно перевести образование в дистанционный формат. «Фоксфорд» предоставил свою платформу, а TalentTech контактировал со школами, помогая им получить доступ к бесплатному контенту. Регионы активно подключались к платформе. Одной из самых крупных областей стала Нижегородская область.

«Нижегородская область вошла в число приоритетных субъектов для онлайн-школы «Фоксфорд». Оказавшись в ситуации вынужденного перехода на цифровое пространство, мы получили поддержку от «Фоксфорда» и возможность использования бесплатной платформы.

Со стороны компании мы получили весь комплекс методической и технологической поддержки для учителей и хороший информационный материал для родителей. Наша совместная работа дала возможность быстро и эффективно наладить работу дистанционного образования и расширить спектр образовательных возможностей нашей экосистемы образования области», — прокомментировал сотрудничество с онлайн-школой министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин.

Для того, чтобы выдержать увеличившуюся нагрузку на сервис из-за роста числа новых пользователей, компания в пять раз увеличила штат сотрудников техподдержки и кратно нарастила свои инфраструктурные мощности. Теперь сервис может выдерживать пиковые нагрузки и одновременное присутствие до 500 тысяч пользователей на платформе. «Фоксфорд» стал одним из партнеров Нижегородской области, который помог школам осуществить переход на дистанционное обучение.

За последние месяцы в Нижегородской области к «Фоксфорду» подключились почти 3 тысячи учителей и более 30 тысяч школьников. Как сообщили NewsNN в компании, всех активнее платформу использовали жители Большемурашкинского района, городского округа Семеновский и Тонкинского муниципального района. А самый высокий уровень вовлеченности среди нижегородских школьников — у учащихся 9-11 классов.

Руководитель направления цифрового образования TalentTech Алексей Половинкин отмечает, что нельзя ставить крест на внедрении цифровых инструментов в образование, ссылаясь на возникшие трудности, но из этого опыта нужно извлечь уроки.

«Диджитал-инструменты — это не только дистанционное обучение и тем более не полный переход на него. Нужно пытаться сделать образование эффективным, современным, а без диджитал-инструментов тут не обойтись», — сказал Половинкин NewsNN.

Он также отметил, что вряд ли в ближайшее время мы увидим среднее образование, полностью переведенное в онлайн, так как школьные программы не адаптированы под этот формат, а их разработка и тестирование потребует времени.

«Одним из сценариев проникновения цифровых технологий может служить обучение по модели „перевернутого класса“, когда педагог задает ученикам теоретический материал для самостоятельного изучения по видеолекциям или аудиофайлам, а на очном занятии они разбирают самые сложные теоретические вопросы и отрабатывают навыки на практике», — рассказал Половинкин.

Цифровая образовательная среда поможет педагогам высвободить время

Сейчас команда TalentTech занимается реализацией более глобальной задачи — это создание цифровой образовательной среды (ЦОС). Идея в том, что такой инструмент позволит не только внедрить онлайн-элементы в процесс образования и сделать их привычными, но и поможет автоматизировать административные процессы.

Главное преимущество цифровой среды в том, что она позволит разгрузить педагогов и перенаправить их ресурсы на составление индивидуальных образовательных маршрутов учеников.

К примеру, педагогу не нужно будет самому искать или придумывать задания, за него это сделают методисты. По такому принципу сейчас работает «Фоксфорд», который сотрудничает с сотнями специалистов.

С использованием ЦОС учителю будет легче отследить прогресс ученика по тому или иному предмету, так как программа создаст цифровой след школьника и преподавателя. При этом будут выявляться закономерности образовательного процесса. На основании полученных данных система подскажет, какие корректировки необходимы.

Цифровая среда позволит педагогам организовать свою деятельность, а руководство школы сможет вести учет аудиторий, загруженности учителей классной и внеклассной работой, формировать регулярную отчетность. Так, в «Фоксфорде» уже сейчас предусмотрены готовые решения — это кабинет учителя; инструменты приглашения детей на курсы, тесты, олимпиады; статистика результатов школьников на тестах и олимпиадах; информация об ответах школьников в задачах на платформе и др.

Кроме того, ЦОС станет отличным помощником в поиске талантливых детей и выявлению их способностей. «Здесь могут отлично сработать онлайн-олимпиады. Например, если ребенок стесняется прийти на очный школьный этап, то решить задачи дома в менее стрессовой обстановке ему будет значительно проще», — отметил Половинкин.

Главной целью дистанционной олимпиады является снятие страха участия в конкурсе и возможность привлечь как можно большее число участников. Далее с помощью цифровой среды ребенок сможет наращивать свои знания, занимаясь с репетитором или учителем по усложненной программе. Для этого в TalentTech планируют привлекать методистов, членов жюри всероссийских олимпиад и лучших учителей.

Алексей Половинкин заключил, что создание цифровой образовательной среды для каждой школы или региона требует глубокой проработки.

«Нельзя просто перечислить необходимые стандартные инструменты и внедрить их. Это не продукт массового производства. Он должен формироваться индивидуально для конкретной школы или региона в зависимости от их текущих потребностей и уже внедренных цифровых инструментов».

"