Posted 6 июля 2015,, 12:54

Published 6 июля 2015,, 12:54

Modified 12 ноября 2022,, 14:49

Updated 12 ноября 2022,, 14:49

Хорошие плохие деньги

6 июля 2015, 12:54
«Помогите больному ребенку!» — мимо таких объявлений человеку доброму и сочувствующему пройти трудно. Однако всегда ли те деньги, которые мы кидаем в прозрачные кубы (коробки, пакеты), идут на лечение тяжелобольных малышей? В последнее время на улицах Нижнего Новгорода увеличилось количество «волонтеров», которые якобы от лица благотворительных фондов собирают средства для маленьких пациентов. Мы решили выяснить, кто эти люди и какие фонды они представляют.

Улица Большая Покровская, до Нижегородского кремля рукой подать. В последнее время здесь все чаще встречаются «волонтеры», собирающие деньги то на помощь детским домам, то на лечение тяжелобольных детей. Кто-то не обращает внимания (а чаще делает вид, что не обращает), кто-то кидает пару сотен рублей, и лишь немногие пытаются выяснить, кого представляют эти молодые люди на самом деле.

На прошлой неделе соцсети просто взорвались возмущенными постами пользователей об участившихся случаях сбора пожертвований на главной пешеходной улице города. Свидетелем такой акции стал и корреспондент ИА «НьюсНН»: молодые люди собирали деньги якобы на помощь одному из детских домов региона. Из разговора с ними удалось узнать, что работу они нашли просто по объявлению, откликнувшись на вакансию «промоутер».

«Все известные мне благотворительные фонды ведут сбор средств в ящики на улицах лишь изредка, во время каких-то акций или массовых мероприятий. Это скорее исключение, чем правило. Ни один из этих фондов не практикует постоянный сбор средств таким способом. Средства из ящиков изымаются только по акту. Я же как-то лично разговаривала с якобы волонтерами. И они рассказали, что зарплату им выплачивают из ящика на месте по окончании работы», — рассказала директор благотворительного фонда Олега Кондрашова Оксана Дектерева.

На одном из джоб-сайтов два объявления сразу привлекли наше внимание. Одно из них принадлежало некоммерческой организации «Дзержинский благотворительный фонд «Спаси жизнь». Молодым и активным предлагалось 800 рублей за рабочую смену. Искали волонтеров, но что вменяется им в обязанности, работодатель указать почему то не захотел.


Почему этот фонд привлек наше внимание? Потому что в интернете о нем не нашлось совершенно никакой информации. Фонд «Спаси жизнь» действительно существует. И у него, что интересно, очень похожий логотип. Однако зарегистрирован он в далеком Петропавловске-Камчатском.

Обратившись в «Спаси жизнь», мы узнали, что организация не ищет волонтеров и не проводит уличные акции даже у себя в городе, не то что в приволжской столице. Кроме того, собеседник агентства отметил, что регистрировать фонд с аналогичным названием нельзя и со сложившейся ситуацией дальневосточный фонд намерен разобраться.

Отметим, что по телефону, указанному в объявлении (в качестве контактного лица указан некто Анатолий), никто не отвечает на протяжении уже нескольких дней.

«Пробив» ИНН дзержинского фонда на сайте УФНС России, мы выяснили, что заявление о создании юридического лица датировано 22 апреля текущего года, а дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 19 июня. При этом президентом фонда является Анатолий Анатольевич Андриевский. Не тот ли это Толя, который занимался поиском волонтеров-промоутеров?


По словам Оксаны Дектеревой, мошенники достаточно часто используют имя уже зарегистрированного фонда. Тогда пострадавшая организация действительно может подать жалобу в правоохранительные органы. «Здесь мошенники идут на хитрость. К примеру, работают от имени организации, работающей в другом городе. А простому человеку разобраться, кто находится перед ним, очень сложно. Особенно если нет возможности проверить информацию здесь и сейчас», — говорит директор благотворительного фонда Олега Кондрашова.

Член ассоциации добросовестных благотворительных организаций Нижегородской области Оксана Тажирова считает, что свести на нет деятельность недобросовестных организаций можно двумя путями. «Во-первых, урегулировать законодательство РФ, которое в вопросах сборов частных пожертвований лояльно как нигде. Эта сфера практически не регламентирована, и в ней есть много пробелов, которыми и пользуются мошенники. В связи с этим их сложно привлечь к уголовной ответственности», — комментирует Тажирова.

По закону тот, кто собирает пожертвования, должен иметь положение, в котором определены даты проведения таких мероприятий. Ящик, используемый во время акций для сбора денег, должен быть запечатан. А вскрывать его необходимо в присутствии комиссии, в обязанности которой входит составление акта о собранной сумме.

Второй вариант нейтрализации мошенников — информированность населения. «Благотворительный фонд — это оператор ваших денег. Вы же тщательно выбираете банк, где хотите открыть счет, проверяете его надежность, собираете рекомендации. Фонду вы доверяете деньги для решения социальной проблемы. Чем больше людей будет подходить к процессу помощи осознанно, тем меньше будет мошенников. Ведь почему столько мошеннических фондов появилось по всей стране? Это означает, что есть много людей, которые готовы помогать, но порой не знают, как это грамотно сделать», — рассказала Оксана Тажирова.

Она также отметила, что в отечественной практике волонтеры работают на безвозмездной основе. О получении существенной прибыли речь никогда не идет.

В отличие от господина Андриевского, о деятельности другого предприимчивого гражданина —Льва Ефремова, который тоже успел засветиться в столице Приволжья, — знают уже в нескольких регионах России. В Казани недавно разгорелся целый скандал: предприниматель использовал для обогащения имя благотворительного фонда имени Анжелы Вавиловой, который занимается помощью детям с онкозаболеваниями больше 10 лет.

Как рассказал корреспонденту ИА «НьюсНН» президент фонда Владимир Вавилов, в организацию обратились молодые люди с предложением принять участие в акции «Подари детям жизнь». Организаторы собирались торговать шоколадом и часть вырученных средств переводить на счет фонда.

«Мы действительно получили от них 7 тысяч рублей. Но на этом сотрудничество закончилось. После к нам в офис стали поступать звонки от жителей, которые рассказывали, что продавцы шоколада представляются сотрудниками фонда», — рассказал Вавилов. При этом удалось выяснить, что волонтеры получают свой процент от вырученных средств.

«Мы хотели подать заявление в полицию и прокуратуру, однако оснований для привлечения к ответственности этих лиц у правоохранительных органов нет. Даже тот факт, что они использовали имя фонда, сложно доказуем, ведь за руку их никто не поймал», — прокомментировал ситуацию президент казанского фонда.

Объявление ИП Ефремов о наборе промоутеров мы тоже нашли. В обязанности соискателей входила раздача шоколадок в торговых центрах и на улицах города.


К сожалению, указанный телефон оповестил нас, что номер заблокирован. Возможно, что его «благотворительная» акция уже переехала в другой город, где псевдоволонтеры торгуют шоколадками.

«Я призываю нижегородцев не торопиться делать пожертвование на улицах, а узнать информацию в интернете. Если благотворительная организация зарегистрирована не в Нижнем Новгороде, то это сразу должно насторожить жертвователей. Зачем на помощь ребенку, например, из Челябинска деньги собирают здесь? Лучше определить для себя одну или несколько благотворительных организаций, которым вы доверяете, и помогать уже через них», — отметила Оксана Дектерева.

Кроме того, она подчеркнула, что не стоит помогать автоматически. Желание должно быть искренним. Ведь, отдавая деньги мошенникам, люди лишь поощряют их обман.

Директор нижегородского благотворительного фонда «Седьмое небо» Ася Голубева также советует людям, которые сами нуждаются в помощи, обращаться в известные благотворительные фонды. «Во-первых, там могут помочь в сборе информации, документов и поиске врача. В России многие операции и курсы лечения проводят бесплатно и на достойном уровне», — отметила она.

Несколько лет назад фонд «Седьмое небо» оказался в центре скандала. После смерти молодой нижегородки Ирины Орловой, которая, к сожалению, не смогла справиться с тяжелой болезнью, средства на ее лечение, собранные по всему городу, были переданы в фонд ее друзьями. Организацию обвиняли в присвоении чужих средств и мошенничестве.

«Первое время нам было очень тяжело справиться с этой ситуацией, так как масса людей были негативно настроены против нас. Мы решили не оправдываться, а просто начали помогать людям, которые действительно в этом нуждаются. Причем как взрослым, так и детям», — рассказала Ася Голубева.

Если бы близкие Ирины изначально обратились в какую-либо благотворительную организацию, накала страстей можно было бы избежать.

Полезную информацию можно найти на сайте Ассоциации добросовестных благотворительных организаций Нижегородской области. Здесь собраны все основные советы, которые помогут нижегородцам определить, кому именно они собираются отдать свои деньги.

Ольга Новикова


"