Posted 2 июля 2019,, 10:18

Published 2 июля 2019,, 10:18

Modified 3 ноября 2022,, 18:16

Updated 3 ноября 2022,, 18:16

Социальный контракт — выход из сложной жизненной ситуации или бесполезная мера?

Социальный контракт — выход из сложной жизненной ситуации или бесполезная мера?

2 июля 2019, 10:18
Фото: 1mi
Одним из инструментов борьбы с бедностью в Нижегородской области является социальный контракт. NewsNN рассказывает, в чем заключается суть такой помощи со стороны властей, и насколько она эффективна.

Что такое соцконтракт?

Социальный контракт заключается между гражданином и органом соцзащиты населения, если у первого есть потенциал для выхода из трудной жизненной ситуации. К таким критериям относятся как возможность ведения подсобного хозяйства, так и просто наличие в семье трудоспособных граждан.

Контракт предусматривает взаимные обязательства сторон по повышению уровня жизни семьи или одиноко проживающего гражданина.

Так, со стороны органа соцзащиты оказывается государственная поддержка в виде выплат (единовременно на первоочередные нужды — 1500 рублей, ежемесячно — 500 рублей), натуральной помощи (через пункты «Банк вещей») и социальных услуг (консультативная помощь, патронаж, психологическая коррекция и т. п.).

Гражданин, в свою очередь, обязан вести активный поиск работы, в том числе через Центр занятости населения, устраиваться на временную, следить, чтобы дети посещали общеобразовательные организации, содержать жилье в нормальном виде, при необходимости лечиться от зависимостей и проч.

Соцконтракт заключается на срок от трех месяцев до одного года, но может быть продлен. Договор заканчивается, когда семья или гражданин становятся способными обеспечивать свою жизнь самостоятельно. Кроме того, учреждение социальной защиты имеет право в одностороннем порядке прекратить оказание поддержки в случае невыполнения ее получателем вышеуказанных условий.

Низкая эффективность

Нижегородская область одной из первых стала использовать социальный контракт. Здесь этот инструмент поддержки малоимущих работает с 2013 года. Как NewsNN сообщили в региональном министерстве соцполитики, всего помощь была оказана 69 тыс. человек на общую сумму 102,6 млн рублей. В 2018 году заключено свыше 27 тыс. соцконтрактов.

При этом трудную жизненную ситуацию преодолели только около 10% получателей социальной помощи, добавили в министерстве.

Там связывают низкую эффективность с тем, что со стороны государства взаимодействие с малоимущими осуществляется только органом соцзащиты, а невысокую исполнимость условий получателями — с незначительным размером выплаты, которая не стимулирует выполнять обязательства.

Поэтому правительство Нижегородской области в рамках пилотного проекта по снижению уровня бедности предлагает усовершенствовать социальный контракт: расширить число участников, ввести ответственность за неисполнение условий, сформировать Реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума, увеличить срок предоставления поддержки до 5 лет.

Сейчас соцконтракт направлен лишь на «преодоление трудной жизненной ситуации». «Новый формат социального контракта — это инструмент, технология, объединяющая все ресурсы региональной экономики, в том числе национальные проекты», — считают в минсоцполитики Нижегородской области.

Обновленный соцконтракт также предусматривает доплаты малоимущим гражданам до величины прожиточного минимума со стороны органов соцзащиты.

«Однако, использование только социального контракта без дальнейшей социализации малоимущих граждан в виде трудоустройства не приведет к планируемому снижению уровня бедности», — сетуют в региональном министерстве соцполитики.

Порочный круг бедности

Старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник в беседе с корреспондентом NewsNN напомнил, что бедность — это, в первую очередь, социальное явление, а не только экономическое.

«Обычно считается, что бедность — это нехватка денег. На самом деле бедность охватывает и уровень жизни, и образ жизни, и способность человека к социальной адаптации», — пояснил он.

Поэтому решение проблемы бедности только с помощью финансовых ресурсов заведомо обречено на провал, считает Прудник.

«Так получается и с соцконтрактом. Деньги выделены, контракт заключен, но обнаружилось, что получатели этих средств — неблагополучные, бедные люди — склонны не выполнять обязательства. Но этого и следовало ожидать, поскольку выполнение контракта требует высокой степени ответственности, самоконтроля и социальной адаптированности. Это все то, чего не хватает бедным людям. Кроме того, отсутствие этих качеств и приводит к бедности», — отметил эксперт.

Профессор Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Мазин согласен с Прудником. Он говорит, что, когда власти помогают бедным, то у них уменьшается желание «выкручиваться самим».

«Особенно это актуально, когда помогают безработным, так как у человека пропадает или снижается желание искать работу. Человек удовлетворяет свои базовые потребности и знает, что трудиться ему при этом необязательно», — сказал Мазин в разговоре с NewsNN.

По его словам, это «очень опасно». Люди становятся «неполноценными, социально ущербными и даже опасными для общества». «Их разлагает безделье, в их семьях растут дети, которые становятся такими же. Это субкультура наглого безделья. Они еще и требуют давать им больше, а сами при этом ничего не делают», — подчеркнул эксперт.

Идея социального контракта — неидеальна, полагает Мазин. Но, по его мнению, важно, чтобы плюсов было больше, чем минусов.

При этом, эксперт отмечает, что найти универсальное средство очень сложно. В качестве примера он вспомнил слова президента России Владимира Путина в связи с наводнением в Иркутской области. Глава государства предложил оказывать помощь пострадавшим без предоставления ими документов. Хоть решение и правильное, но есть вероятность, что поддержку получат те, кто в ней не нуждаются, отмечает Мазин.

«Если ты даешь щедро, то обязательно дашь кому-то, кто этого не заслужил. Если ты начинаешь требовать большое количество документов и справок, то не все могут их предоставить — многие люди помирают, пока их собирают. Надо искать идеальное решение», — заключил он.

Какие плюсы?

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики ИФИЖ Ольга Савинова отмечает, что новая форма социального контракта — это не только реальный серьезный ресурс для поддержки малоимущих граждан, но и инновационный механизм развития диалога власти и гражданского общества.

«Как все новое, это решение на первом этапе вызывает полифонию мнений, но лучший аргумент здесь — время. Я уверена, что в ближайшей перспективе придет не только осознание важности данной программы, но и реальная помощь, которая заложена в новой форме социального контракта, и ее обязательно ощутят люди», — добавила она.

В новой программе социального контракта заложены два важнейшие взаимосвязанные составляющие: повышение уровня качества жизни и создание дополнительных возможностей для самореализации людей, считает Савинова. «То есть государство, осуществляя по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, патронаж, вместе с тем помогает преодолеть такой древний, не имеющий географических и иных рамок общественный недуг, как иждивенчество, делая ставку на самореализацию личности и достоинство человека», — рассказала она.

По мнению депутата Законодательного собрания Нижегородской области, директора школы им. Михаила Ломоносова Галины Клочковой, новый социальный контракт — это «один из инструментов изменения».

«Для многих людей даже сам факт обращения за такой социальной поддержкой может стать точкой перелома трудной жизненной ситуации. Как депутат, ведущий личный прием граждан, я знаю тех, кто нашел возможность изменить жизнь после детального анализа ситуации, в которую попал и из которой не находил выхода. А эта программа предлагает и анализ, и поддержку, и сопровождение», — поделилась она.

Клочкова подчеркивает, что многое будет зависеть от тех чиновников, которые станут сопровождать соцконтракт. «Наконец, обратите внимание, мы часто обсуждаем возможности людей, но почти никогда не обсуждаем потребности, а важнейшая из них — потребность в социальном принятии. То есть человек должен видеть, что в него верят, и только тогда у него все получится. Убеждена, что новый социальный контракт именно так и должен работать», — заключила депутат.

"