Posted 5 сентября 2020,, 06:33

Published 5 сентября 2020,, 06:33

Modified 3 ноября 2022,, 18:46

Updated 3 ноября 2022,, 18:46

Что нам стоит флот построить: о перспективах частного судовладения

Что нам стоит флот построить: о перспективах частного судовладения

5 сентября 2020, 06:33
Фото: 1Mi
По длине водных путей Россия уступает только Китаю. В стране свыше 100 тысяч км рек и озер, не считая морских акваторий, однако частное судовладение и водный туризм пока в зачаточном состоянии. NewsNN выяснил, на чем россияне бороздят водные просторы и как отрасль маломерных судов представлена в Нижегородской области.

По данным Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, суммарный оборот рынка маломерных судов в стране составляет около 11 млрд рублей в год. За последние два года он практически не вырос в объеме. При этом 5% приходится на стальные водоизмещающие яхты. Около трети — на яхты и катера на основе пластика. Схожие объемы у алюминиевых катеров и лодок. Оставшаяся часть за остальными маломерными судами — в том числе из ПВХ и дерева. Доля заграничных яхт и катеров снижается с 2015 года и составляет менее половины рынка.

Специалисты ТПП отмечают, что самый популярный сегмент в России — скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. В основном их используют для непродолжительных прогулок по воде. Сегодня все операции по отливке катера проводят вручную. На судно может уйти от нескольких дней до месяца, в зависимости от длины корпуса. Участники отрасли говорят о том, что в недалеком будущем людей заменит принтер. По словам управляющего партнера группы компаний «Фонд прямых инвестиций» Руслана Халилова, при этом себестоимость судна упадет примерно в два раза, потому что сократится фонд оплаты труда.

Замечено, что пандемия коронавируса подстегнула спрос на маломерные суда, потому что граждане отдыхали внутри страны из-за закрытых границ. Так, к примеру, казанская компания «Вельветте марин» в этом году выпустила в три раза больше катеров и яхт.

Халилов отмечает, что развитию рынка маломерных судов и водному туризму в целом мешает отсутствие инфраструктуры.

Данное мнение поддерживает вице-президент ТПП России Максим Фатеев.

«При наличии инфраструктуры рынок малых судов у нас бы возродился таким, каким он был в советское время, когда все, кто жил на реке, через одного имели маломерное судно», — сказал он.

По его данным, в России хорошие причальные стенки для малых судов есть только в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. «У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде. Водных магазинов нет вообще. Так построено законодательство, что легально их открыть невозможно», — пояснил Фатеев.

Кроме того, по его словам, в России очень сложно получит кредит на яхту или катер. Платежеспособного покупателя приходится искать за рубежом. В этом преуспела калининградская компания «Ушаковские верфи». Она спускает на воду до восьми стальных водоизмещающих судов в год. Каждый третий заказ — из-за границы. Ушаковские яхты пользуются спросом на Балтике за счет качества и цены.

«В Голландии рабочий час человека стоит в районе 60 евро, у нас — около 25, поэтому наша продукция стоит на 20% дешевле, чем у западных конкурентов», — пояснил владелец «Ушаковских верфей» Виктор Лидер.

В этом году компания получила статус резидента особой экономической зоны Калининграда. В обмен на льготные условия ведения дел Лидер обязался до 2023 года вложить не менее 50 млн рублей в расширение производства.

Нижегородская область выпускает уникальные суда

Нижегородская область, сохраняя традиции судостроения, не отстает от других регионов в этой отрасли. Пожалуй, самым известным предприятием является Центральное конструкторское бюро имени Ростислава Алексеева. Здесь проектируются и выпускаются высокоскоростные транспортные средства для гражданского, двойного и военного назначения. Это суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище, глиссеры с различной механизацией днища, транспортно-амфибийные платформы и экранопланы. В прошлом году по заказу правительства Нижегородской области ЦКБ выпустил судно на подводных крыльях «Валдай 45Р», на котором теперь можно добраться из Нижнего Новгорода до Городца и до Макарьева. Всего для региона ЦКБ построило пять таких транспортных средств.

«Пассажирское скоростное речное судно на подводных крыльях привлекло и зарубежных заказчиков: в прошлом году были заключены и в настоящий момент исполняются контракты на экспорт в азиатский регион», — отмечают на предприятии.

Крупным производителем маломерных судов является и ОАО «Завод нижегородский теплоход». Здесь создают суда технического и вспомогательного флота. Основным заказчиком является Минобороны России. Важное достижение последних лет — это строительство уникальных водолазных катеров проекта 23040 для Тихоокеанского флота.

По словам директора по производству ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергея Гречишникова, уникальность этих катеров заключается в том, что судно имеет барокомплекс, может производить лечебные процедуры для водолазов. Кроме того, катера обеспечивают возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров. Также имеется робот — управляемый подводный аппарат.

В 2018 году здесь создали уникальный гидрографический катер «Георгий Зима», который теперь несет службу в городе Ломоносов Ленинградской области. Как отмечают в региональном минпроме, «Завод Нижегородский Теплоход» обеспечен заказами до 2022 года.

Что касается строительства судов для частного использования, то лидером в нижегородском регионе является ООО «Нижегородская Верфь Малого Судостроения», которое производит лодки под маркой Windboat. Компания существует уже более пяти лет.

«Всю инженерную подготовку и сопровождение проектов Winboat выполняет собственное конструкторское бюро. Проектирование и изготовление оснастки для производства наших лодок так же осуществляется силами предприятия», — рассказали в компании.

Там есть свой цех площадью более 1000 м². Производственные мощности предприятия — до 500 моторных лодок в год. Компания реализует свою продукцию по всей России. Ассортимент включает в себя шесть видов лодок, укомплектованных мотором Yamaha. Стоимость от 929 тысяч рублей до 1,7 млн рублей.

Отметим, что для поддержки судостроителей в 2018 году правительство Нижегородской области создало судостроительный кластер. Вошедшие в него предприятия могут претендовать на региональные льготы по налогам на имущество и прибыль. Сейчас туда входят 33 компании.

"