Побороть нельзя оставить

Как и кто “берет на лапу” в Нижегородской области

«Преимущественно больше всего коррупции в правоохранительной сфере, финансовой, образовании и науке, здравоохранении и соцобеспечении. Все это большой массив общественных отношений, в которых есть те, кто желает незаконно получить некие преимущества, „решить вопрос“, и те, кто может им это обеспечить незаконным путем»,

– глава СКР Александр Бастрыкин о коррупции.

Коррупция - проблема извечная. Побороть ее пока не смогли никакие законопроекты и дополнительные расходы из бюджетов. Расследованием коррупционных преступлений занимаются в СК, МВД и прокуратуре. Однако все по-разному - и с разной статистикой. Почему так происходит и как чиновники, силовики и предприниматели “берут на лапу” - расскажем в спецпроекте NewsNN

Данные не сходятся. Что не так

Коррупция – это злоупотребление должностными полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп или другое незаконное использование своего положения с целью личной выгоды. Она может быть представлена деньгами, ценностями, имуществом или услугами. Виды взяток порой доходят до курьеза. Носить их начинают букетами цветов, тортами и куртками «Аляска». Да, именно так говорится в обвинении бывшего главы Советского района Нижнего Новгорода Владимира Исаева .

С коррумпированными чиновниками и предпринимателями борются полиция, прокуратура, следственный комитет и ФСБ. Органы власти на местах тоже стараются внести свою лепту. Например, в прямом подчинении у губернатора Нижегородской области Глеба Никитина есть управление по профилактике коррупционных правонарушений.  Помимо этого, региональное правительство реализует антикоррупционную госпрограмму – на ее реализацию в течение шести лет выделено свыше 34 млн рублей.

Между тем в правоохранительные органы ежегодно поступают тысячи заявлений о коррупции. Например, по данным СУ СК России по Нижегородской области, за 5,5 лет к ним поступило 2653 сообщения коррупционной направленности. Пик пришелся на 2019 год, когда таких было 820. В два раза меньше в 2021-м – 354 сообщения. В остальные годы от 422 до 479 тревожных сигналов. Еще 121 – в нынешнем году. Однако из них лишь сотня может обернуться возбуждением уголовного дела и несколько десятков – дойти до суда.

Исследуя коррупционную жизнь региона, мы будем опираться на данные прокуратуры и следственного комитета Нижегородской области, а также регионального управления судебного департамента.

УК РФ Статья 160. Присвоение или растрата

УК РФ Статья 201. Злоупотребление полномочиями

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

УК РФ Статья 286. Превышение должностных полномочий

УК РФ Статья 290. Получение взятки

Исходя из данных трех ведомств видно, что «проседает» больше всего в Нижегородской области злоупотребление полномочиями. Но здесь есть два нюанса.

Во-первых, за злоупотребление полномочиями в законе предусмотрено сразу две статьи. По 201-й привлекаются управленцы вне госструктур. Она становится коррупционной при условии, что преступление было совершено с корыстным мотивом. Одним из таких коррупционных дел стало нарушение закона руководителем банка. Менее чем за год он выдал кредиты более чем на 2 млрд рублей фиктивным организациям.  Наказание, которое его постигло, – год в колонии-поселении.

За последние 5,5 года по ст. 201 УК РФ были осуждены пять человек. В отношении еще семи лиц уголовные дела были прекращены (или переквалифицированы). По информации СК, заведены два дела, а по сведениям, полученным от  прокуратуры, – четыре.

Еще одна статья о злоупотреблении полномочиями – 285 УК РФ – более богата фигурантами из числа должностных лиц, которые получили реальный или условный срок. К примеру, по восемь  человек осудили в 2018, 2020 и 2021 гг., четверых – в 2019-м и одиннадцать – в прошлом году. Среди резонансных приговоров за злоупотребление полномочиями можно назвать условный срок экс-главе Нижегородского района Нижнего Новгорода Алексею Мочкаеву - за ущерб в размере 2,8 млн рублей.

По этой же статье за исследуемый период региональная прокуратура зарегистрировала 34 эпизода нарушения закона, а следственный комитет – 47, плюс еще три в текущем году.

За рамки дозволенного в коррупционном смысле вышли 88 жителей региона, нарушив ст. 286 УК РФ о превышении должностных полномочий. Так, на ней попался экс-глава Богородского округа Александр Сочнев , провернувший махинации с земельными участками. А ранее за решетку на три года отправился бывший начальник ГУФСИН по Нижегородской области Николай Теущаков , который устроил поборы премий с подчиненных. Немалое количество новых дел по данной статье было заведено. Так, 78 преступлений зафиксировано следователями СК и 67 – прокуратурой. Однако стоит помнить, что одно и то же беззаконие может фигурировать в статистике обоих ведомств.

Популярной статьей у коррупционеров стала ст. 290 УК РФ – получение взятки. Уже никого не удивишь, когда очередной чиновник «погорел» на ней. Число возбужденных уголовных дел о получении взятки исчисляется сотнями: 297 – по данным прокуратуры и 373 – по информации СК. А что примечательно, так это число преступлений, которые рассматриваются в судах.  Посмотрите сами: в 2018 году в суды поступило 26 дел о получении взятки, наряду с этим по старым делам приговор выслушали 22 человека. Из них девять – сотрудники МВД и ГИБДД, семеро оказались госслужащими, по двое – из числа судебных приставов и сотрудников службы исполнения наказаний. Но лишь 12 человек получили реальный срок.

Годом позже по этой же статье было принято уже 33 дела, а наказание в виде срока или штрафа получили 17 жителей региона. Немногочисленным оказался результат наказания в 2020 году – 14 человек выслушали приговор. В 2021 и 2022 годах – 31 и 20 нижегородцев признали виновными.

Во времена СССР у населения был тренд – тащить все, что плохо лежит. И это - тоже отличительная особенность коррупционной составляющей жизни общества. Эпоха сменилась, но желание обогатиться за чужой счет не покинуло людей. Вспомнить хотя бы случай с гендиректором нескольких частных фирм Сатишом Карлы . По его вине порядка 700 дольщиков ЖК «Окский берег» в Новинках вовремя не получили квартиры. Причиненный ущерб  превысил миллиард рублей. В настоящее время застройщик является фигурантом судебного процесса по нескольким статьям - злоупотребление полномочиями, мошенничество и присвоение в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ).

Именно 160-я статья стала самой массовой по числу осужденных лиц в Нижегородской области – 526 приговоров за пятилетку. По ней проходят дела о присвоении или растрате. Но стоит признать, с 2018 года «таскать» чужое стали меньше. При этом ежегодно в суды поступает свыше 80 дел. Больше всего органы правосудия получили дел по этой статье в 2019 году (150), меньше всего (84) – в 2022-м.

Наряду с этим, рассказали в прокуратуре, за пять лет 190 преступлений с коррупционной составляющей было выявлено по ст. 160 УК РФ. Пик пришелся на 2019 год (72 дела), а годом позднее – самый существенный спад, более чем в три раза (19 дел).

В целом можно сказать, что Нижегородская область смогла достичь определенных результатов в противодействии коррупции. «Полетели головы» чиновников и топ-менеджеров крупных компаний. О самых громких преступлениях  – в следующей главе нашего спецпроекта.

Знаковые дела. Внутриэлитарная борьба

«Это зло мирового масштаба»,

— генпрокурор РФ Игорь Краснов о коррупции.

В последние годы борьба с коррупцией нередко выходит на политическое поле и становится инструментом для расправы с неугодными – будь то силовики, чиновники или предприниматели.

Глеб Никитин , придя на пост губернатора Нижегородской области, занялся «чисткой» регионального правительства от команды предшественника – Валерия Шанцева. В частности, уволены были заместители губернатора Роман Антонов, Антон Аверин, Дмитрий Сватковский . Все они в свое время были замешаны в конфликтах и внутриэлитной борьбе. Правда, «чистка» тогда к уголовным делам не привела. Вероятно, те осознавали, к чему может привести противоборство с новым руководством региона. И пример был – Олег Сорокин , лишившийся места в Заксобрании из-за уголовного дела. Незадолго до этого депутат вступил в спор с Никитиным.

К слову, именно нынешнему губернатору приписывают победу над межэлитными войнами в Нижегородской области. Не исключено, что глава региона и сейчас может оказать какое-то воздействие на ситуацию, в случае необходимости.

Чаще всего члены нижегородской элиты – высокопоставленные чиновники, силовики и успешные предприниматели – попадаются на взятках и злоупотреблении полномочиями. Причем административный и силовой блок «берут на лапу» больше, чем бизнесмены. А рядовые сотрудники все-таки чаще преступают закон, чем начальники. Также без взяток не обходится в детсадах, школах и больницах.

Нижегородский политический обозреватель Андрей Вовк делит местных коррупционеров на несколько групп. Так, первый типаж – это предприниматели, которые пришли во власть. «Условно они либо не совсем знают законы, либо не привыкли получать такие зарплаты, как в администрации, и хотят больше заработать», - говорит Вовк. Сюда, вероятно, можно отнести экс-главу депкульта Нижнего Новгорода Романа Беагона . Его уличили в злоупотреблении должностными полномочиями и запретили ему занимать должности на госслужбе. Срока в колонии Беагон не получил, сейчас проживает в Израиле.

Также, по словам собеседника NewsNN, есть старожилы, которые «давно сидят на своих местах и ничего не боятся». Сюда можно отнести, например, экс-главу Богородского округа Константина Пурихова . Он возглавлял район 31 год. В 2022-м 73-летнего Пурихова поймали на взятке в размере 30 млн рублей – за переоформление сельхозземель. Спустя несколько дней после заключения он скончался в больнице при СИЗО. Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Третий тип – приезжие. Самый типичный представитель этого типажа – экс-министр социальной политики Нижегородской области Наталья Исаева , которая арестована по обвинению во взяточничестве. Деньги она получала от директора детдома и от владельца загородного клуба, переведенного в статут ПВР для беженцев.

«Возможно, Исаева думала, что, если ее пригласило правительство, то ее могут защитить», - отметил Вовк.

По словам генпрокурора РФ, увольнение в связи с утратой доверия — это высшая мера дисциплинарного воздействия на недобросовестных чиновников. По такой статье недавно потеряли свои должности начальник УМВД по Нижнему Новгороду Андрей Басов и директор департамента строительства городской администрации Илья Гор . Последний также арестован – ему инкриминируют взяточничество на 1 млн рублей.

Кроме того, в этом году два бывших нижегородских топ-менеджера выслушали громкие приговоры. Так, экс-глава «Нижегородского водоканала» Николай Николюк получил 15,5 года лишения свободы за многомиллионное взяточничество. Также он должен выплатить штраф в размере 190 млн рублей. Кроме того, к 13 годам колонии строгого режима приговорили экс-гендиректора «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Вячеслава Югая . Он брал взятки импортной техникой и даже банными купелями.

Среди силовиков тоже оказалось немало коррупционеров. В частности, в марте 2023-го командира отдельного батальона ДПС в Нижегородской области и его заместителя заподозрили в получении как минимум 240 тысяч рублей в качестве взятки. Несколько лет они брали от предпринимателя деньги за непривлечение к ответственности его водителя, в случае нарушения ПДД.

Социолог, старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник говорит, что соотношение влияния на процессы между различными группами правящей элиты все время меняется. Все потому, что меняются и задачи, стоящие перед государством.

«Как только изменения происходят – мы видим всплеск уголовных дел. Становится понятно, что на предыдущем цикле управления государством какие-то процессы достигли неприемлемого уровня. В новых обстоятельствах они стали тормозом, опасны для безопасности государства. Тогда включается репрессивный механизм», - добавил собеседник NewsNN.

При этом губернатор является частью правящего класса, представляет его интересы на местах. Глава региона реализует ту политику, которую формируют выше. Поэтому они не противостоят силовикам и даже помогают «устранять перекосы», отмечает Прудник.

«Я уверен, что согласование [задержаний по коррупционным статьям] идет и на федеральном, и на региональном уровне. Иногда бывают конфликты, но только когда губернатор в конфликте с федеральными властями», - считает эксперт.

Cредний размер взятки в сфере «бытовой коррупции» в Нижнем Новгороде составил 785,5 тыс. рублей