РТК: экспорт зерна может вырасти на 15 млн тонн
13 октября , 15:24
Общество
Photo: pxhere.com
Железнодорожный оператор ГК РТК прогнозирует увеличение объемов экспорта зерна в будущем году. По оценкам совладельца предприятия Константина Засова, объем экспортируемой сельхозпродукции может достичь около 49–50 млн тонн.

«Мы наблюдаем, как стимулом экспорта становятся возобновляемые ресурсы, главным образом зерно. Что начало развиваться в контексте пандемии? Сфера IT, фармацевтика и сельское хозяйство. Я бы охарактеризовал данные отрасли как базовые для XXI века», — отметил Константин Засов.

Как пишет Коммерсантъ, он считает, что зерновой рынок в России имеет огромный потенциал. Завершившийся сельскохозяйственный сезон дал второй в истории по объему урожай. И рассуждая о прогнозах на долгосрочную перспективу, Засов отмечает, что уже сейчас у нас имеется двукратный прирост за довольно короткий период времени — десять лет. «И с точки зрения мелиорации и технологий точно имеется еще такой же запас. То есть реально еще раз удвоить экспорт», — подчеркнул Засов.

Благодаря росту объемов сельхозпродукции вдали от экспортных портов также прогнозируется и увеличение перевозок по железной дороге. Но в большей части секторов этой отрасли по причине кризиса наблюдается падение ставок на перевозки и, соответственно, трудности с точки зрения обслуживания вагонного парка. Цены на комплектующие растут, а выручка демонстрирует падение.

Как считает Константин Засов, в этой ситуации следует найти баланс, чтобы ставки на грузоперевозки как минимум покрывали бы базовые платежи. Пока этого не случится, будут страдать производители вагонов при отсутствии заказов, а инфраструктура — по причине отстоя невостребованного парка и проблем с движением, операторы — из-за нерентабельной ставки.

Отмечается, что при этом перевозки по железной дороге намного прозрачнее автомобильных. На каждый вагон выдают около восьми разрешительных документов, в каждом провозится 70 тонн, нельзя погрузить ни на тонну меньше, ни больше. В процессе перевозки автотранспортом при разрешенной грузоподъемности 24 тонны в машине фактически нередко присутствует в два раза больше. Половина груза никак не регистрируется. Но при помощи автотранспорта перевозят большую часть объемов зерна. На железную дорогу отводится всего 35–40%. Из остальных 60–65% половина — в серой зоне.

«Я хочу, чтобы все были в равных условиях. И если у одного производителя нет возможности мухлевать, то и другой должен находиться в аналогичной ситуации», — подчеркнул Засов.

Засов Константин Львович

Появился на свет в 1970 году в Москве. В 1995 году окончил Московский педагогический государственный университет, в 1996 году — Московскую государственную юридическую академию. С 1998 года трудился на посту руководителя департамента ОАО «ПФГ „Росвагонмаш“», с 2001 года вместе c Константином Синцовым занялся железнодорожными перевозками зерна. В 2006 году назначен председателем совета директоров ООО «Рустранском» (РТК), с 2008 по 2014 год являлся руководителем «Русагротранса», в 2014 году стал главой ГК РТК. С 2015 по 2018 год занимал пост председателя президиума Союза операторов железнодорожного транспорта. Женат, имеет двух дочерей и сына.

ГК РТК

Железнодорожный холдинг, специализируется на перевозке аграрных, лесных грузов, минеральных удобрений. Учрежден Константином Засовым и Константином Синцовым. Главные активы — зерновой оператор «Русагротранс», «Транслес» (лесные грузы), «ЛП Транс» (минерально-сырьевые и химические грузы), Грузовая компания (промышленно-сырьевые грузы), в сфере перевозки аграрных грузов — «Азрустранс». В управлении находится парк в 66 тыс. вагонов. Основными акционерами ГК РТК выступают банк ВТБ, Константин Засов и Константин Синцов. Выручка холдинга от транспортно-экспедиционных операций в прошлом году составила 52,5 млрд руб., что на 2,6% больше, чем в предыдущем отчетном периоде (51,15 млрд руб.). Другие показатели деятельности холдинг не раскрывает.