Почему в Нижегородской области нет производителей органической продукции?
13 сентября 2019, 15:22
Photo: 1mi
Со следующего года в России вступает в силу закон об органической продукции, который сможет защитить производителей экологически чистых товаров. Всего в стране существует около сотни таких компаний, но нет ни одной в Нижегородской области. NewsNN выяснил, выгоден ли этот бизнес и когда органика появится в регионе.

Производство органической продукции является перспективным направлением для Нижегородской области. Об этом в ответе на запрос NewsNN сообщает министерство сельского хозяйства региона.

«Условия Нижегородской области подходят для ведения органического земледелия. Есть организации, которые ориентированы на производство такой продукции», — говорят в региональном минсельхозе.

Кроме того, в настоящее время разрабатываются региональные технологии, которые позволят получить такую продукцию. К разработкам привлечены местные ученые. «Минсельхоз Нижегородской области прорабатывает вопросы взаимодействия с компаниями, выпускающими препараты для производства органической продукции», — добавили в министерстве.

В целом, российский рынок натуральных и фермерских продуктов питания в 2018 году достиг 483 млрд рублей. Доля органики составила менее 2%. В России продано всего 9 тыс. т сертифицированных экологически чистых овощей и фруктов, меда, молока и мяса. Однако, согласно отчету Национального органического союза, российский рынок органики за последние два года показывает устойчивый рост более 10%. Единственный момент — 85% органической продукции было привезено из-за границы.

Законодательное регулирование

В следующем году в России вступит в силу закон «Об органической продукции». Он определит понятие «Органический продукт» и правила его использования. Кроме того, минсельхоз в 2020 году начнет вести единый государственный реестр производителей органической продукции.

Photo:1mi

Чтобы разместить на упаковке «Зеленый листок», фермеру нужно будет пройти сертификацию, то есть отказаться от химии на полях, не кормить животных лекарствами и гормонами, забыть о генной инженерии и других агрессивных методах стимуляции урожайности. Однако четкая система аккредитации и критерии внесения туда производителей до сих пор не разработана.

На данный момент Национальный органический союз насчитывает в России 92 официальных производителя органической продукции. В организации пояснили, что органическими компании можно называть только после прохождения ими соответствующей системы сертификации. В Нижегородской области ни одной такой фирмы пока нет.

«Да, возможно такие производители в регионе есть, но без проверки этого не понять. Прежде чем получить сертификат „Зеленого листка“, вся производственная цепочка тщательно проверяется. Может быть, фермер и не использует пестициды, зато ими пользуется его сосед. И тогда при проведении лабораторных исследований будет выявлено наличии химии. Поэтому нельзя верить производителю на слово», — пояснили NewsNN в Национальном органическом союзе.

Органика — это выгодно?

Photo:1mi

Помощник руководителя фермы «Family and farm» Ренат Ильясов говорит, что в стране только зарождается этот рынок органики. «Если на Западе он уже окреп и давно существует. У нас только на начальном этапе. На сегодня это рискованное мероприятие, на наш взгляд», — отметил фермер.

Семья Ильясовых из краснодарского Тихорецка два года культивировала экологически чистую малину. Но урожай с двух гектаров полукустарника в свежем виде расходился плохо. А биоваренье пришлось продавать по себестоимости. Затраты на эксперименты с органикой покрывали традиционно выращенные культуры. Но в прошлом году неуражай кукурузы привел семью к убыткам. Ильясовы в органике разочаровались и намерены вернуть малину к традиционным методам выращивания.

Участник КФХ Зениных Игорь Зенин тоже признает, что производство органической продукции — нелегкий труд. «Органическая продукция в себестоимости получается выше примерно на 30%. Не зависимо от того, это мёд, хлеб, томаты, огурец, паприка», — говорит фермер.

«У нас растет элитная еда. Это всё делается исключительно вручную. А ручной труд — всегда эксклюзив. Поэтому когда я слышу, что органическая продукция не должна стоить дороже обычной продукции, такого априори быть не может», — поддерживает его участница КФХ Татьяна Зенина.

Photo:1mi

Фермеры рассказывают, что в основе их семейного бизнеса Зениных — биогумус из отходов жизнедеятельности калифорнийских червей. На нем в прошлом году выросло около шести тонн овощей: огурцы, баклажаны, перцы. 85% выручки приходится на томаты. Их в хозяйстве 26 сортов, и у каждого свой документ.

«По-хорошему, должен быть сертифицирован каждый сорт продукции. Затратно. От восьми до 12 тысяч на каждый сорт. Это протокол испытаний, за который мы должны заплатить», — говорит Татьяна Зенина. Из-за высоких затрат, тщательной проверки и невысоких финансовых доходов, не все фермеры готовы сертифицировать свою продукцию как «органическую».

Чем поддержат производителей?

Конкретной поддержки «органических» компаний в России пока что нет. Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин напоминает, что есть другие инструменты поддержки для фермеров.

Video:youtube.com

«Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба, и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать в том числе и на семейный бизнес», — говорит глава ТПП.

Пока что же власти надеются, что новый государственный реестр органических производителей дополнительно защитит их продукцию и подстегнёт спрос покупателей.

Катырин верно замечает, что тот, кто реализует, не кричит, что это органическая продукция, потому что его никто не спрашивает об этом.

«Когда фермер узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, — наверное, тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют», — заключил глава ТПП.