Легко ли заработать на цветочном бизнесе в Нижнем Новгороде?
13 марта , 12:27
Photo: 1mi
NewsNN выяснил, как развивается рынок цветов в России и в Нижегородской области, а также смогут ли отечественные производители составить конкуренцию иностранным.

По оценкам BusinesStat, российский рынок срезанных цветов в прошлом году превысил 180 млрд рублей, было продано более 1 млрд 800 млн цветов, при этом 60% продаж в натуральном выражении пришлось на розы. На втором месте — хризантемы, на третьем — гвоздики. Еще один крупный сегмент — тюльпаны, пик их продажи приходится на март. В преддверии Международного женского дня их реализуют около 150 млн штук.

Более 85%, реализуемых в России цветов, привозятся из-за рубежа. Значимые урожаи лишь у отечественных производителей тюльпанов и роз.

Розу в России выращивает 15 тепличных комбинатов. Один из них — «Новая Голландия» находится под Санкт-Петербургом. Совладелец компании Алексей Антипов отмечает, что рынок цветов — не самый прибыльный. Так, «Новая Голландия» планировала вернуть инвестиции за семь лет, но срок пришлось сдвинуть.

Photo:1mi

«Тепличный комплекс обошелся в 40 млн рублей, 70% средств были взяты в кредит. Сейчас понимаем, что окупится комплекс позже, чем это планировалось изначально, в том числе из-за того, что мы модернизировали производство», — сказал Антипов.

По словам эксперта, сейчас «Новая Голландия» испытывает серьезные проблемы, поэтому дальше инвестировать в отрасль не собирается. Совет директоров рассматривает вариант заняться выращиванием огурцов, а не цветов, ведь в этом случае можно получить субсидии от государства.

По оценкам национальной ассоциации цветоводов, роза является самым популярным цветком у покупателей и самым затратным для аграриев. В цене импортной розы основная часть приходится на доставку, а у российской — на свет и тепло. Стоимость энергоносителей в цене продукции доходит до 40%.

Проблемы у отечественных цветоводов начались в 2013 году, когда в России снизили импортную пошлину на цветы с 15% до 5%. С прошлого года участники отрасли стали платить налог на добавленную стоимость — это плюсом к единому сельхозналогу.

Наименее затратным в выращивании является тюльпан. Так, группа компаний «Харченко» и «Тепличный комбинат» специализируется на горшочных и однолетних растениях, но каждый год к 8 марта занимает теплицы тюльпанами.

Photo:1mi

«Когда ничего не реализуется и не продается зимой, в это время у нас растет тюльпан. Для него требуется меньше тепла, меньше света. Да и зацветает он как раз к празднику. После уборки тюльпанов начинаем занимать теплицы однолетними, горшечными цветами, которые пойдут на реализацию уже в конце апреля», — говорит владелец компании Роман Харченко.

АО «Дзержинское», расположенное в Нижегородской области, круглогодично производит листовые салаты и огурцы. Но к 8 марта также выращивает тюльпаны в объеме 85 тысяч штук. Луковицы предприятие закупает в Голландии.

Photo:1mi

«Прибыль невелика. Так как есть свободная площадь, поэтому ее и используем. Меры поддержки от правительства Нижегородской области идут только на компенсацию энергозатрат, но этого мало», — отметил в разговоре с NewsNN генеральный директор АО «Дзержинское» Илья Луценко.

Выращиванием цветов и рассады на промышленной основе в Нижегородской области занимаются только два тепличных комбината — ОАО «Агрокомбинат «Горьковский», расположенный в Нижнем Новгороде, и ООО ТК «Ждановский», который находится в Кстовском районе. Основной вид деятельности этих предприятий — выращивание овощей и салатов. На срез производятся только тюльпаны, другие цветы выращиваются для рассады однолетних и многолетних цветов.

По данным регионального правительства, в 2019 году тремя комбинатами произведено около 237 тысяч штук цветов и 1 млн 360 тысяч штук рассады цветов. Реализуется они на территории Нижегородской области. Рассаду чаще всего закупают администрации городов для озеленения территорий.

В области действует региональная программа «Развитие овощеводства защищенного грунта в Нижегородской области на 2015–2020 годы», которой могут воспользоваться и цветоводы. По ней субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей в размере 15% стоимости потребленных тепловой, электрической энергии и газа.

Кроме того, в области действует поддержка в виде субсидирования части понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования.

Уже несколько лет цветоводы пытаются добиться того, чтобы их приравняли к аграриям, тогда они смогут получать больше дотаций от государства. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении у министерства экономического развития и министерства финансов России. Инициативу поддерживает и Торгово-промышленная палата России.

«Был период, когда на рынке не было предложений со стороны российских производителей. Но сейчас они есть, появляется все больше новых хозяйств. Для развития этого вида бизнеса нужны субсидии, льготное налогообложение», — отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

Video:youtube.com

По данным BusinesStat, в 2019 году основным поставщиком срезанных цветов в Россию была Беларусь, на долю которой приходилось 49,5% импорта продукции.

Поставки цветов из этой страны представляют собой преимущественно реэкспорт, часто под видом белорусской продукции ввозится продукция из других государств. В 2015 году поставки в страну составляли всего 348 тонн, а в 2016 — 1,6 тысячи тонн. К 2019 году импорт достиг показателя в 5,8 тысячи тонн. В денежном выражении белорусский импорт в прошлом году увеличился в 12,5 раза к уровню 2015-го и составил 40,8 млн долл.

Второе и третье места по объему импорта в 2019 году занимали Эквадор и Италия с показателями 15,5% и 9,2% соответственно.

Photo:1mi

В Нижнем Новгороде более 650 магазинов розничной продажи цветов. Владелица одного из них Анна Лукоянова начинала с уличной точки продажи в Московском районе. Там она проработала более 10 лет.

«Цветочные рынки уходят в прошлое, так как людям стал важен сервис. Спрос на цветы сезонный, бывают абсолютно провальные месяцы, особенно летом, это нужно учитывать при расчете экономики», — сказала Лукоянова NewsNN.

Эксперт также отметила, что продажи цветов перемещаются в онлайн. Так, более 50% букетов к 8 марта она продала через свой сайт. По ее замечанию, особенно популярна услуга доставки букета на дом или в офис.

На рынок цветов Нижнего Новгорода сейчас активно продвигаются федеральные компании, а также оптово-розничные магазины, которые предлагают более выгодные цены.

Как отмечает владелец одного из цветочных магазинов Анастасия Буренкова, конкурировать с такими предприятиями можно, «выходя на новый сегмент».

«Всегда будут люди, которым важен товар, сделанный профессионалом, со вкусом, который отвечает современным тенденциям, сезонности. Магазины, продающие розы за три копейки, нам не конкуренты», — отметила Буренкова.