NewsNN
Очередной «голодный» год для нижегородского общепита
9 марта 2016, 14:43
Очередной «голодный» год для нижегородского общепита
По мнению ряда нижегородских экспертов, в 2016 году экономический кризис и сложности импортозамещения могут серьезно отразиться на состоянии ресторанного бизнеса. Некоторые специалисты прогнозируют, что в текущем году могут закрыться до 60% нижегородских кафе и ресторанов.

Тяжелые времена общепиту обещают уже не первый год. Так, ранее в интервью «НьюсНН» президент ГК «ПИР», ресторатор Александр Котюсов предполагал, что к весне 2015 года в Нижнем Новгороде закроются не менее 20% предприятий общепита.

«Я счастливо ошибался. Связано это с тем, что кризис 2008 года научил нижегородских рестораторов выживать, поэтому они были готовы к новому экономическому обострению», – заявил «НьюсНН» Александр Котюсов, комментируя итоги прошлого года. Тем не менее проблемы рестораторов не миновали, а только были отложены.

Котюсов отметил, что по итогам 2015 года количество предприятий общественного питания даже немного увеличилось. «К сожалению, люди не понимали, что сейчас им лучше не вкладывать деньги в бизнес, который ждут серьезные трудности», – рассказал собеседник агентства.

По его мнению, в зоне наибольшего риска находятся заведения премиум-класса. «Хотя специалисты утверждают, что закрываться будут и заведения фаст-фуда, поскольку многие из них и так работают на грани рентабельности. Лично мне кажется, что будут закрываться несетевые рестораны. Если у компании 5–10 заведений, то есть возможность дотировать то из них, которое находится в минусе. Перспектив также нет у тех предприятий, в которых собственники не являются управляющими. Нужно жить в этом бизнесе», – подчеркнул Александр Котюсов.

В то же время Котюсов озвучил более оптимистичные цифры. По его мнению, процедуре банкротства могут подвергнуться около 20–40% нижегородских предприятий общественного питания.

Однако не все рестораторы города придерживаются аналогичной точки зрения на будущее нижегородского общепита. Так, генеральный директор ООО «Еда и культура» Михаил Маркевич считает, что все будет происходить с точностью до наоборот.

«Конечно, кто-то закроется, ведь это такая сфера, где одни угадывают, другие нет. Но если говорить об общей тенденции, то я думаю, что откроется гораздо больше ресторанов. Инвестиции в данный бизнес только растут», – считает Михаил Маркевич.

Боле того, он предполагает, что пессимистичные прогнозы даются умышленно, с целью показать молодым предпринимателям, как опасно вкладывать средства в этот бизнес.

Цифры и статистика

По информации Нижегородстата, оборот общественного питания по региону за прошлый год составил 20,455 млрд рублей, что на 9,3% меньше, чем в 2014 году.

Согласно данным Росстата, оборот предприятий общепита Нижегородской области за январь 2016 года составил 1,405 млн рублей, что на 18% ниже уровня января прошлого года и составляет лишь 77,2% к декабрю.

Однако на территории Нижнего Новгорода оборот общепита, напротив, растет. По данным, размещенным на сайте администрации города, в январе текущего года этот показатель составил 0,8 млрд рублей, что на 6,7% больше, чем в январе 2015-го.

Кто виноват и что делать

По мнению Александра Котюсова, главной сложностью для рестораторов сейчас является падение спроса со стороны населения. При этом Михаил Маркевич отметил, что рынок уже немного «перегрет». «Число предприятий общепита на душу населения довольно большое», – считает эксперт.

«Очень многое здесь зависит от адекватности арендодателей. Несмотря на тяжелейшую ситуацию в экономике нашей страны, они часто просто не готовы принять новые правила и снизить аренду. Но главная проблема, конечно, в том, что значительно упала покупательская способность у населения», – заявил нижегородский ресторатор Максим Мирсиянов.

«Единственное, что остается рестораторам в этой ситуации: готовить – вкусно и быстро, обслуживать – вежливо и приятно, дарить людям радость. Других выходов из этой ситуации пока не придумали», – считает Александр Котюсов.

С ним согласен и Михаил Маркевич: «Нужно просто работать намного больше и следить за актуальностью своего ресторана, качеством обслуживания, ассортиментом».

Сергей Клемес