Мэрия vs расклейщики: можно ли очистить Нижний от объявлений?
2 августа 2019, 09:38
Photo: 1mi
Бумажные объявления — это устаревший вид рекламы, однако он очень популярен из-за дешевизны. Администрация Нижнего Новгорода уже начала борьбу с расклейщиками. Эксперты поддерживают инициативу мэрии, но отмечают, что для должного эффекта необходимо создать специально отведенные места для объявлений.

На прошлой неделе стало известно, что при администрации Нижнего Новгорода появится подразделение по борьбе с расклейкой рекламы. Согласно ст. 12 регионального закона «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», запрещается размещение информационных материалов и объявлений на стенах зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения и других объектах городской инфраструктуры.

Нарушение закона влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей. Сейчас рассматривается предложение главы Нижнего Новгорода Владимира Панова об увеличении санкций с 1 января 2020 года.

Как NewsNN сообщили в управлении административно-технического и муниципального контроля Нижнего Новгорода, за 2018 год было составлено 1127 протоколов, за 2019-й — 626. При этом, объявления какого характера чаще всего расклеиваются в неположенных местах, там не уточнили.

В прокуратуре Нижнего Новгорода рассказали NewsNN, что за 2018 год и истекший период 2019-го жалоб от граждан на расклейку объявлений в ведомство не поступало.

«Рекламный мусор» и «вандализм»

Андрей Моисеенко
Photo:NewsNN

Глава департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Андрей Моисеенко в интервью NewsNN говорил, что объявления нарушают «физический и эстетический комфорт пребывания туриста в городе». Особенно, если они висят на старинном здании и мешают запечатлеть задумку архитектора.

«В результате формируется образ Нижнего, как недружелюбной среды», — отметил он.

Илья Варламов
Photo:1mi

Блогер-урбанист Илья Варламов называет такие объявления «рекламным мусором». «Что окружает нас, когда мы идем по городу? Памятники архитектуры? Приятные глазу элементы городского декора?.. Нет. нас окружает реклама. Пешеход в любом российском городе всегда смотрит в землю, так как страшно голову поднимать. Если смотреть по сторонам можно с ума сойти от бесконечного потока информационного мусора», — написал он в блоге «Эха Москвы» еще в 2012 году.

Во время своего очередного визита в Нижний Новгород в апреле 2019 года Варламов обратил внимание на заклеенные объявлениями остановки и столбы. Он возмутился тем, что местная полиция не занимается борьбой с незаконной расклейкой объявлений, как это происходит в Москве.

В ГУ МВД по Нижегородской области сообщили NewsNN, что такая работа не входит в компетенцию полиции. «Этим занимаются в административно-технической инспекции при администрации города», — пояснили там. На вопрос, почему тогда мэрия направила в полицию заявления на компании, расклеивающие объявления, в ГУ МВД ответили: «По старой памяти».

Варламов также рассказал, что в Москве на столбы натягивают сетку, чтобы противостоять «рекламному мусору». А в Мадриде, по его словам, поверхность столбов изначально делают непригодной для расклейки объявлений.

В Нижнем Новгороде тоже планируют защитить фонарные столбы от расклейщиков объявлений, огородив их сеткой Рабица. Но это решение не из дешевых — на каждый объект потребуется от 5 до 10 тысяч рублей. Сможет ли мэрия изыскать такие средства в бюджете — неизвестно.

Андрей Дранишников
Photo:niann.ru

Председатель комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города Андрей Дранишников говорит, что расклейка объявлений в неположенных местах — серьезная проблема и «вандализм».

«Хорошо, что власти, наконец-то, обратили на это внимание. Ведь в городе уже даже появились фирмы, которые предлагают размещать рекламу на столбах и подъездах. Это зло, с которым надо бороться», — отметил он в разговоре с NewsNN.

Также, по словам Дранишникова, чтобы очистить город от этой «грязи» требуются дополнительные затраты.

Марина Игнатушко
Photo:youtube.com

Архитектурный критик Марина Игнатушко тоже поддерживает идею администрации Нижнего Новгорода по борьбе с расклейкой. «Нужно еще посмотреть на те объявления, которые вешают на деревья. Это какой-то ужас. Даже когда объявление уже сорвано, на деревьях остаются веревки пластиковые. Мне кажется, нужно предпринимать какие-то масштабные действия. Потому что у людей уже глаза замылены, и они не замечают этого уродства», — сказала она NewsNN.

Анна Давыдова
Photo:youtube.com

Лидер движения «СпасГрад» Анна Давыдова добавила, что часто объявления расклеивают и на объектах культурного наследия, что по закону запрещено.

«Наверно, до 2018 года три памятника архитектуры практически использовались как рекламные тумбы — Варварская, 8, Большая Печерская, 54 и Ульянова, 8. Они даже сдавались как рекламные места. Сейчас это нарушение законодательства устранено», — добавила Давыдова в беседе с корреспондентом NewsNN.

Однако, по ее словам, как только с этих домов сняли рекламу, «выявилось их отвратительное содержание».

Отсутствие законных мест

Photo:news.vse42.ru

Отсутствие в Нижнем Новгороде специально отведенных под объявления мест толкает мелкие фирмы расклеивать их на столбах, остановках, подъездах, говорит один из нижегородских индивидуальных предпринимателей.

«Я бы с радостью не нарушал закон. Но как? Пусть сначала сделают законные площадки под расклейку по всему городу, а потом уже борются с незаконной», — сказал он в разговоре с NewsNN.

По словам собеседника, столбы, остановки и подъезды собирают наибольший трафик. Поэтому около них можно оборудовать специальные рекламные стенды. Это будет менее затратным, чем огораживать все сеткой Рабица.

«Рекламой в газетах и социальных сетях, например, я тоже пользуюсь. Но не всегда там она доходит до нужного мне адресата. Остальные места типа билбордов — дорогостоящее удовольствие», — заметил он.

Кроме того, администрация Нижнего Новгорода планирует в 2020 году еще на 20% увеличить стоимость размещения наружной рекламы.

Photo:ua-01.com

Игнатушко тоже говорит о необходимости специальных мест для объявлений. «Потому что надо понять человека, который расклеивает их. Он это делает для того, чтобы информацию прочитали. В каком месте могут прочитать? Там, где люди останавливаются. У подъезда, пока ищут ключ. На остановке, пока ждут общественный транспорт. У магазина, пока дверь открывается, и так далее», — пояснила она.

По мнению архитектурного критика, по подобию с «умными» остановками, устанавливаемыми в Нижнем Новгороде, нужно сделать «умную» расклейку объявлений. «Думаю, что дизайнеры могут этим заняться. Надо придумать какой-то адекватный ответ расклейке, а не просто запрещать», — отметила Игнатушко.

В МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» не назвали NewsNN количество и расположение специально отведенных под расклейку объявлений мест. Там лишь сообщили, что в настоящее время «разрабатывается внешний вид площадок и определяются места для их размещения».

Виктор Сдобняков
Photo:youtube.com

По словам заместителя мэра Нижнего Новгорода Виктора Сдобнякова, объекты для размещения объявлений появятся лишь в ноябре 2019 года.

При этом, согласно региональному законодательству, на территории каждого муниципального образования должны быть предусмотрены места (дворовые территории, подъезды многоквартирных домов, остановки транспорта и др.) для размещения гражданами на бесплатной основе информационных материалов и объявлений, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Дранишников же считает, что в городе и так достаточно мест для размещения рекламы. «Насколько я наблюдаю, у нас на многоквартирных домах есть стенды. Также есть реклама в лифтах. У нас стоят билборды полупустые. Понятно, что очень выгодно просто наклеить рекламу где-то. Просто нужно навести порядок в этой сфере», — заключил он.