Posted 29 декабря 2017,, 09:12

Published 29 декабря 2017,, 09:12

Modified 3 ноября 2022,, 17:50

Updated 3 ноября 2022,, 17:50

Итоги 2017: ресторан Элады Нагорной и ценные пакгаузы

29 декабря 2017, 09:12
NewsNN подводит информационные итоги года, напоминая о наиболее значимых и резонансных событиях, которые освещались в новостях издания.

В апреле 2013 года и.о. заместителя губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский сообщил, что за выкуп земель под строительство стадиона к ЧМ-2018 из регионального бюджета придется заплатить более 1 миллиарда рублей. Он отметил, что большую часть средств потратят на выкуп имущества ОАО «Нижегородский порт»: зданий, пакгаузов и причалов. Все это находится на привлекательном участке площадью 19,2 га.

Участок под стадионом Сватковский оценил в 205 миллионов рублей, прилегающую территорию — в 900 миллионов рублей. Последняя принадлежит нижегородской таможне, ООО «Нижегородспецстрой», «Нижегородскому порту», АО «Волжское пароходство», а также холдингу «Соллерс». По состоянию на 2013 год участок находился в долгосрочной аренде. В 2014 году областным властям удалось изъять участок под стадион.

Сейчас компания «Нижегородский порт» находится в стадии ликвидации. Она стала одной из фирм-участниц конфликта предпринимателей Андрея Рогачева и Павла Андреева.

ОАО «Нижегородский порт» основали на базе активов речпорта, образованного в 1920 году. По состоянию на конец сентября 2008 года, «Макромир», ООО «Концерн ЛЭК Истейт», ООО «Щедрый дом», ООО «РегионСтрой» владели по 20,83% акций, территориальное управление Росимущества по Нижегородской области — 16,67% акций.

В 2008 году Рогачев выкупил долю Андреева в «Макромире». Новый акционер заявил, что «Макромир» находится в предбанкротном состоянии и обвинил бывший топ-менеджмент холдинга в выводе более $180 миллионов через покупку активов в Санкт-Петербурге и регионах в обход «Макромира», на структуры, аффилированные Андрееву. В конце 2013 года Андреев продал свою долю в «Нижегородском порте» (41,6%) нижегородским предпринимателям. После банкротства «Макромира» его активы вместе с 20,83% акциями «Нижегородского порта» выкупил инвестхолдинг Fort Group. Остальные акции принадлежали структурам Андреева.

В 2016 году Канавинский райсуд приговорил экс-гендиректора «Нижегородского порта» Александра Жаркова к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и штрафу в размере 900 тысяч рублей в доход государства. Ему инкриминировали злоупотребление должностными полномочиями и крупную растрату, совершенные с 2010 по 2013 год.

В июне 2016 года министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области заявило, что пакгаузы и другие строения снесут в сентябре того же года за счет средств регионального бюджета. К тому времени землю уже сформировали и зарезервировали в собственность Нижегородской области. На участке планируется построить дорогу, временные сооружения к ЧМ-2018 и благоустройство набережной.

Однако годом ранее нижегородский архитектор Денис Плеханов сообщил, что два стоящих на стрелке пакгауза — ни что иное, как павильоны XVI Всероссийской производственно-художественной выставки. Она проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. Это изменило отношение горожан к конструкциям на Стрелке.

В ноябре 2016 года в департаменте градостроительного развития Нижнего Новгорода заявили, что элементы инженерных конструкций пакгаузов будут разобраны и отправлены на хранение до определения конечного места их размещения. Это сообщение вызвало волну возмущения со стороны общественников и культурных деятелей. К судьбе пакгаузов активно привлекала внимание актриса Рената Литвинова.

Весной 2017 года тогда еще губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев предложил перенести речные пакгаузы со Стрелки к зданию Нижегородской ярмарки. По мнению Шанцева, в конструкциях необходимо выполнить отделку «в полном соответствии с тем видом, который они имели на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде».

«Эти конструкции были тогда перенесены из Москвы, где они стояли почти восемь лет. Их разобрали, срезали болты, перевезли сюда, собрали и провели знаменитую выставку. А так как помещения не отапливались, и павильоны было невозможно эксплуатировать зимой, их опять разобрали, продали и сделали из них пакгаузы. Два здания дожили до наших дней и наша задача — сохранить это наследие промышленного искусства», — сказал он. Однако комиссия при губернаторе признала перенос пакгаузов со Стрелки нецелесообразным.

В августе 2017 года рабочие начали сносить два из четырех пакгаузов, которые не являются объектами культурного наследия. Это возмутило активистов движения «Открытая Стрелка». Они подали заявление по факту сноса в прокуратуру Канавинского района. Неравнодушные к судьбе пакгаузов нижегородцы собирали материалы, чтобы доказать значимость уничтоженных пакгаузов. В правительстве региона отметили, что экспертиза признала оба демонтируемых здания аварийными.

Кроме того, при осуществлении сноса рабочие частично повредили здание Ярмарочной водонапорной башни. Нижегородское отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) направило в районную прокуратуру заявление по факту неаккуратного сноса конструкций. По мнению общественников, рабочие нарушили ФЗ «Об объектах культурного наследия».

В конце ноября 2017 года правительство Нижегородской области разместило тендер на поиск подрядчика для строительства и благоустройства парка возле строящегося стадиона «Нижний Новгород». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 176,6 миллионов рублей. В список работ по контракту входит, в том числе, реставрация пакгаузов. Срок завершения работ — 1 мая 2018 года. Тендер выиграло ООО «Магистраль».

В конце декабря и.о. замгубернатора Нижегородской области Антон Аверин заявил, что угрозы потери ценных металлоконструкций на Стрелке нет и быть не может. Он отметил, что сейчас на Стрелке идут работы по сносу временных конструкций стен и кровли из шифера, которые закрывают ценный металлкаркас. Ограждающие конструкции сносят вручную.

«Металлоконструкции никто не трогает и не разбирает. Все документы, согласно которым эти работы проводятся, все необходимые разрешения у подрядчика имеются. Документация прошла все необходимые экспертизы, работы ведутся четко в рамках проекта. Замечания экспертов, отвечающих за сохранность металлических конструкций, в проектной документации учтены. Есть разногласия по дальнейшей антикоррозийной обработке, но сейчас данный раздел документации дорабатывается, ближе в весне мы получим уже согласованное решение», — добавил Аверин.

Окончательно судьбу металлических конструкций выставочных павильонов Всероссийской промышленной выставки 1896 года решит в июне 2017 года комиссия из 25 человек.

В конце декабря градозащитники снова забили тревогу. Они сообщили порталу NN.ru, что подрядчик разбирает кирпичные стены вокруг ценных пакгаузов, не дожидаясь согласования по их дальнейшему размещению. Участник группы «Открытая Стрелка» Михаил Орлов рассказал, что обратился к врио губернатора Нижегородской области Глебу Никитину с просьбой остановить работы подрядчика.

В конце декабря 2016 года стало известно, что супруга зампреда областного Заксобрания Олега СорокинаЭлада Нагорная является совладелицей земельного участка в Александровском саду. Об этом нижегородцы узнали, когда на территории парка образовался участок, огражденный забором. Земля была необходима собственнику ООО «Шатфорд Н» для строительства ресторана.

Градозащитница Анна Давыдова тогда сообщила, что управление госохраны объектов культурного наследия поменяло статус земли с «памятника ландшафтной архитектуры» на «достопримечательное место» в 2015 году. На участке, носящем первый статус, запрещено капитальное строительство.

«Шатфорд Н» купил участок еще в ноябре 2012 года за 23,7 миллионов рублей. Совладельцы компании — Нагорная и депутат областного Заксобрания Феликс Верховодов. Разрешение на строительство администрация Нижнего Новгорода предоставила «Шатфорд Н» в конце сентября 2016 года. Ресторан строится на месте кафе-бара «Север», которым владел «Шатфорд Н». Участок компания арендовала у муниципалитета с 2007 года.

Чтобы построить ресторан, требовалось срубить 18 деревьев. 11 из них определили как «сухостойные». Работы не безвозмездные — за них «Шатфорд Н» обязана была заплатить 879 тысяч рублей компенсации в нижегородский бюджет. Предварительный эскизный проект ресторана управление госохраны объектов культурного наследия согласовало компании еще в 2011 году.

Липы для строительства начали рубить в январе 2017 года. Это вызвало волну возмущения в социальных сетях. По мнению Сорокина, «от строительства ресторана в Александровском саду хуже никому не будет».

«На этом месте всегда было кафе в отличие от многих других объектов, которые появились в Александровском саду позже. Путь согласования строительства объекта был очень длинным, но от того, что там будет ресторан, хуже никому не будет. Вокруг большое количество ВУЗов, жилья. Что хуже – это перевернутый полуразрушенный котелок, в котором постоянно происходят безобразия. Этот объект по своим масштабам небольшой, он ничего не нарушает», — заявил он.

В феврале прокуратура Нижегородской области возбудила административное дело по факту несоблюдения законодательства об объектах культурного наследия. По мнению надзорного ведомства, застройщик ресторана предварительно не согласовал разделы проектной документации по сохранению объектов культурного наследия «Культурный слой Нижнего Новгорода» и «Нижегородский откос» с управлением госохраны объектов культурного наследия. Дело возбудили по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ («нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ»).

"