Posted 28 мая 2018,, 14:35

Published 28 мая 2018,, 14:35

Modified 3 ноября 2022,, 17:14

Updated 3 ноября 2022,, 17:14

В республиках спорят об обязательном изучении национальных языков

28 мая 2018, 14:35
Больше года не утихают споры об обязательном изучении национальных языков в школах республик России.

Позиция Кремля такова: национальные языки – это добровольное право, и непозволительно принуждать ребенка изучать язык, который родным для него не является. Но эта позиция вызывает сопротивление у местных элит, пишут «Новые известия».

Насколько в регионах соблюдаются права на добровольное изучение родных и государственных языков республик, и есть ли у школьников «языковая» альтернатива, разбирались Генпрокуратура и Рособрнадзор. Оказалось, что в ряде школ национальный язык изучали в завышенных объемах в ущерб преподаванию русского языка – государственного языка России. Было вынесено множество прокурорских представлений. Администрациям школ выдали указания по доведению объемов изучения русского языка до федеральных стандартов.

В замечаниях говорилось, что указание со стороны администраций школ определить языком обучения школы только один национальный язык является нарушением права не владеющих им граждан на получение образования соответствующего уровня по месту проживания. Нарушением закона признали и изучение национальных языков без письменного согласия родителей. Распоряжение администраций муниципальных образований об указании для некоторых школ национальных языков как единственных языков для преподавания тоже сочли незаконным.

В ряде национальных республик прошедшие проверки были восприняты болезненно. В первую очередь в Татарстане. В родительском сообществе начались споры, иногда переходившие в судебную плоскость. Одни недоумевали от того, что государственный язык республики может кому-то мешать в школах, другие выступали против инициатив по включению национального языка в обязательную школьную программу. Около 3 тысяч родителей написали заявления об отказе от обязательного изучения татарского языка. Некоторые родители даже обратились в суд с миллионными исками за «насаждение» неродного для их детей языка.

Бурные обсуждения продолжаются и в других республиках Поволжья, Северного Кавказа, в Якутии и на Алтае.

В Дагестане же, согласно его Конституции, 14 государственных языков, сильно отличающихся друг от друга. При этом большинство детей до поступления в школы говорят в дагестанских аулах на своих родных языках и практически не могут усваивать образовательную программу на русском.

По данным минобра России в 2017 году более 1,5 млн школьников изучает национальные языки. Больше всего таких учеников в Дагестане, Чечне, Башкирии и Татарстане.

Сейчас в Госдуме обсуждается законопроект, отменяющий право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение ​своих государственных языков школьниками.

«По данному вопросу [обязательности изучения национальных языков] было действительно много споров. Обсуждения в живой стадии. И прежде чем активно озвучивать личное мнение, я бы хотел получить и внимательно ознакомиться с отзывами, которые поступают от субъектов федерации и повстречаться и пообщаться с избирателями», - говорит первый заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

Директор центра переводоведения РАО, доктор филологических наук Ирина Алексеева отмечает, что национальные языки в России почему-то оказываются на втором месте, а иностранные – на первом. «Национальные языки – это народ, и опираться надо на народ. Стремление знать только западные языки – это большое высокомерие по отношению к нашим ближним соседям», - считает она.

Родители учеников, напротив, выступают за добровольное изучение национальных языков.

«Нас заставили написать заявление, что мы хотим изучать башкирский язык. Под диктовку. И все написали. Я тоже, хотя категорически против. Боюсь, что на ребенка будет оказываться давление. А кто-то боится испортить отношения в школе, кто-то – потерять работу, кто-то - за ребенка. Учителя этим пользуются», - жалуется татарка, проживающая в Уфе.

Жена офицера из Моздока рассказывает, что что семьям военнослужащих приходится много переезжать, в том числе и в разные республики, а детям – менять школы. Соответственно им нереально за 11 лет учебы выучить несколько языков.

"