Posted 28 апреля 2018,, 09:26

Published 28 апреля 2018,, 09:26

Modified 3 ноября 2022,, 17:48

Updated 3 ноября 2022,, 17:48

Блог о США: образовательное зазеркалье. Часть 2

28 апреля 2018, 09:26
Здравствуйте, меня зовут Алёна Глазкова. Я родилась и выросла в России. Работала корреспондентом NewsNN. В прошлом году временно переехала в США, штат Флорида. В этот раз я продолжу свой рассказ о том, как устроены американские школы.

В Америке школа делится на начальную (с 0 класса по 6), среднюю (с 6 или 8 класс) и старшую (с 9 по 12). Каждая из них имеет своё здание, учителей, администрацию. Процесс обучения в этих школах устроен по-разному.

В начальной школе учеников в классах ежегодно перемешивают. «У нас было 4 нулевых класса по 25 примерно человек. Потом в первом классе дети попадают в новый коллектив, где только примерно четверть учеников были с ним в одном и том же нулевом классе, а все остальные — пришли из других параллелей. Во втором опять всех перемешают и т. д.» — рассказывает в своём блоге на «Livejournal» русская эмигрантка под ником Imur. А по опыту моей знакомой эмигрантки Анны, если у вас близнецы, то их зачислят в разные классы.

Классы различаются не по буквам, а по фамилии учителя или имеют собственное оригинальное название. К примеру сын моей знакомой эмигрантки Ольги учится в классе под названием «Skuba Divers». При этом учителя тоже меняются каждый год, поскольку специализируются на определённых классах.

Кроме того, с 3-его класса каждый ученик может попасть в классы для особо одаренных детей. Чтобы вашего ребёнка туда приняли, необходимо письменно попросить учителя давать ему более сложные задания с нулевого по второй класс. Иногда дети из этих классов занимаются в совсем другой школес такими же талантами.

В любом случае, младшеклассники обязательно получат «основного» учителя, с которым им предстоит проводить большую часть дня. Его задача — обучить юных американцев чтению, письму, математике, естествознанию и соц. предметам в максимально игровой форме. Существуют ещё три обязательных для начального образования предмета: музыка, физкультура и искусства( лепка, рисование и т. п.). Но их будут вести дополнительные учителя.

Самые «маленькие» школьники обычно учатся с 8:30 до 14:30. Все занятия проходят в одном помещении, но оно разделено на несколько учебных зон. Во время урока ученики могут сидеть за круглыми столами на 5-6 человек, возле книжных полок на коврах или за компьютерами. Учителю, который дает задания, не важно, где дети его будут выполнять. От малышей не требуют находиться всё утро без движения за партами. Урок длиться не 45 минут, как в России, а около 25. Если ребёнок справится с заданием раньше своих одноклассников, он может отдохнуть. В туалет разрешается выходить при любой необходимости. Однако небольших перемен по 5-10 минут в американских школах не бывает. Существует только 40-минутный перерыв на обед.

Уже с нулевого класса дети получают небольшие домашние задания. Их объем зависит от одаренности ребёнка или требований учителя. Выглядит это так: после уроков учителя выдают распечатанные листы формата А-4. Учебники школьникам нести домой не нужно. Они оставляют свои рюкзаки в специальных шкафчиках в здании школы. За сколько дней необходимо выполнить задания — зависит от учителя. Некоторые педагоги выдают их в понедельник, а собирают в пятницу.

Также детей мотивируют регулярно посещать школьную библиотеку и брать там что-нибудь почитать или слушать художественные произведения в специальном приложении. Когда ученик «заканчивает» книгу, учитель обязательно задаёт ему вопросы по ее содержанию. В России такое бывает лишь в некоторых гуманитарных вузах.

Как и в нашей стране, в США есть школьная продленка. Причём, не только вечерняя, но и утренняя. На утреннюю можно привести детей с 7 часов, на вечернюю — с 4 до 6 вечера. Однако стоит учесть, что её организуют отдельные фирмы, которые к школе не относятся. Просто арендуют классы в том же здании. А бывает и так, что детей «на продлёнку» собирают в специальный автобус и отвозят совсем в другое здание. И в Америке эта услуга всегда платная. По словам российских эмигрантов, в каждом штате своя цена, но обычно это более $300 в месяц. Что касается оценок, то в начальной школе за выполнение домашних заданий их не ставят. Учитель может писать только замечания, чтобы как-то «скорректировать» развитие учеников.

Однако в США есть очень знакомое нам понятие «четвертей». В конце каждой четверти родители получают табель успеваемости ребёнка ( пример на фото). В нём каждому ученику выставляют не одну, а целых две оценки по предмету: за знания (по 4-х балльной шкале) и за старание ( по 5-балльной). То есть если ребёнок не справляется, но прикладывает много сил для освоения программы, это будет обязательно отмечено в табеле в качестве «поощрения». Если ребёнок наоборот, неусерден и безобразничает, родители тоже об этом узнают. Очень удобно.

Отношение к оценкам у американцев тоже несколько иное. Все школьные оценки строго конфиденциальные. Результаты каждого ребёнка присылаются родителям в запечатанном конверте, а не зачитываются в классе. «Неуспеваемость» родители и учитель обсуждают только в индивидуальном порядке. И, что самое важное, ответственность за неё ложится именно на родителей. Никого не будут разносить в учительской за то, что пол класса провалило какой-нибудь диктант или тестирование, да и класс ругать не принято.

Регулярно у детей проходят контрольные работы, а с третьего класса появляются государственные тестирования в конце года.

Средняя американская школа устроена иначе. В ней каждый предмет ведет свой учитель. Основные предметы меняются: теперь это математика, английский язык, естественные и социальные науки, физкультура. Также есть предметы по выбору, которые каждый ученик может выбрать для себя лично — иностранный язык, какой либо вид искусства или технологии.

Учеников здесь делят на классы уже в зависимости от того, какие у них «уровни» изучения предмета: «обычный» или «глубокий». По всем дисциплинам, кроме математики, ребенок может себе выбрать уровень сложности сам.

С математикой сложнее. В последние годы американцы стали крайне внимательно следить за прогрессом учеников по этому предмету, так как Америка в 2012 году продемонстрировала результаты ниже среднего значения по международному математическому тесту PISA. Сейчас перед переходом в среднюю школу дети пишут тест, на основе которого определяют свой уровень знаний в этой науке. Если он высок, то в 6-м классе школьник начинает изучать «алгебру», в 7-ом — «геометрию», 8 — «алгебру 2» т.е продолжает развиваться в этом направлении, переходя во всё более и более сложные классы. Если нет, то повторно изучает математику за прошлый год. Минимальный уровень для поступления в старшую школу и получения аттестата — «алгебра-2».

В итоге у каждого подростка формируется своё, уникальное расписание. Но в то же время все они обязаны набрать определённое количество часов по «базовым» предметам, чтобы перейти в следующий класс.

Школьный день увеличивается и длится с 7:30 до 15:00. Максимальное количество уроков — 8. Перемен в привычном для нас понимании между уроками по-прежнему не будет. Максимальные перерывы между занятиями — три минуты, чтобы дойти от одного класса до другого. Однако остаётся перерыв на обед в 40 минут.

Домашних заданий становится больше. В принципе, чем старше ребёнок, тем больше ему приходится выполнять тестирования и задания на различных сайтах, в специальных приложениях. Появляются задания по учебникам. Хотя сами учебники из школы домой и наоборот дети всё равно не носят: школьникам в начале года просто выдают на дом идентичный комплект книг. В конце года они обязаны сдать его в школьную библиотеку.

Меняется и система оценивания работ. Достижения школьников оцениваются буквами «A», «B», «C», «D» и иногда ещё несколькими буквами английского алфавита. Какие буквы добавить в систему — зависит от штата. Также в некоторых штатах перед буквами могут ставить плюсы и минусы. Самая высокая оценка — «А», условно равная российской «пятёрке». Считается, что получивший её на 90% верно справился с заданием.

Также в средней школе начинается подсчёт GTA — среднего балла успеваемости за определенный период времени. Наивысший возможный балл — 40. С 9 класса эта оценка считается заново.

По окончанию средней школы многие сдают тестовые экзамены двух образцов — ISEE или SSAT. Поскольку результаты этих экзаменов требуются для поступления в некоторые американские старшие школы и колледжи.

В США существует три вида старших школ: академические, профессиональные и многопрофильные. Академические дают образование, достаточное для поступления в вуз. Профессиональные готовят тинейджеров к практической деятельности и напоминают российские техникумы. В многопрофильной существуют «профили» — различные направления обучения.

Но у всех старших школ есть общие черты. Базовых предметов в них становится меньше, а свободы в выборе направления для развития — больше. Во-первых, у старшеклассников увеличивается количество уровней сложности предметов. Ограничений по возрасту для освоения программ больше нет. Одиннацатиклассник может взять математику или английский на уровне девятиклассника и наоборот. Во-вторых, в расписании появляются, так называемые «клубы», близкие по сути к тому, что в России называют «элективами» — самые разнообразные, от кулинарии до вождения. То, в какой класс ты попадёшь, зависит от выбранного тобой уровня сложности базового предмета и электива. Традиционно студенты изучают по пять-шесть курсов за полугодие.

Стандартный учебный день состоит из 8 занятий, причём восьмое — это «повторение»(«research»), на котором ученики делают домашнее задание по предметам с высоким уровнем сложности. Если таких предметов много, то школьнику предложат дополнительный час на «повторение». В течение дня отдохнуть можно только в обеденный перерыв.

Оценки преподаватели в большинстве штатов выставляют по пятибалльной шкале, используя первые буквы английского алфавита. Также ведётся подсчет GPA.

Внутри школы 2 раза в год проходят экзамены, но только по предметам из «усложнённых» классов. По всем остальным подростки пишут контрольные работы. Если экзамен сдан успешно, то предметы могут засчитывают в будущем университете.

Для успешного поступления в университет необходимо получить зачёты по 16 академическим курсам в течении 4 лет, высокий GPA и хорошие результаты по государственным тестам SAT или ACT ( аналогам нашего ЕГЭ) по математике и английскому. Эти тесты и подготовка к ним — головная боль американских школьников не меньшая, чем ЕГЭ в России. Но, к счастью, после 11 класса они уже получают High School Diploma, а в 12 проходят только предметы, которые зачтутся в вузе.

Как я уже писала в первой части, американская и российская система образования серьёзно различаются. В каждой есть свои плюсы и свои минусы. Какая из этих систем окажется более эффективной — покажет время.

Пока лишь известно, что по данным международного рейтинга стран OECD за 2012 год, система образования США не является лучшей в мире, и по качеству сранвимо с образованием в Южной Корее и Финляндии.

"