Posted 28 января 2014,, 03:01

Published 28 января 2014,, 03:01

Modified 12 ноября 2022,, 15:29

Updated 12 ноября 2022,, 15:29

УРОКИ УКРАИНЫ

28 января 2014, 03:01
Происходящее на Украине имеет большое значение для России. Речь идет не только о сумме стратегических интересов. Мы наблюдаем актуализацию сценарной матрицы для славянского государства в условиях острого политического кризиса. Для России «мастер-класс», который дает Украина, не менее важен, чем вопросы геополитики. Евгений Семенов, политолог

Происходящее на Украине имеет большое значение для России. Речь идет не только о сумме стратегических интересов. Мы наблюдаем актуализацию сценарной матрицы для славянского государства в условиях острого политического кризиса. Для России «мастер-класс», который дает Украина, не менее важен, чем вопросы геополитики.

Стихия уличного либерального протеста на Украине трансформируется в организованную кампанию по свержению законно избранной власти. Действия и настрой отрядов радикалов все дальше и дальше уводят нас от романтических интеллигентских сценариев бархатных революций. Либералы, как известно, строем ходят только по этапу, а по Киеву, Львову, Ровно, Ивано-Франковску, Луцку, Черновцам маршируют отнюдь не либералы. Картинка, как говорят телевизионщики, сменилась.

Действующая власть постепенно теряет контроль над страной. Каждое новое событие — от захвата правительственных зданий в столице и до блокирования областных администраций в регионах — приближает ситуацию к хаосу, в котором сама центральная власть перестает быть субъектом. Стремясь сохранить легитимность, Янукович всеми силами старался избежать жесткого силового сценария. Получивший приказ бездействовать «Беркут» сегодня психологически сломлен. Недельное стояние на морозе под градом камней и «коктейлями Молотова» сделали свое дело: «Беркут» начинает сыпаться. Отдельные бойцы уже сняли форму и перешли на другую сторону баррикад, другие еще стоят, но ропщут. Становится очевидным, что «Беркут», скорее всего, потерян без боя.

Собственно, опыт всех революций и переворотов свидетельствует о том, что никакого иного сценария с участием полиции (пусть даже самых элитных и боеспособных подразделений) быть не может. Полиция эффективна только в первые часы мятежа, а в случае эскалации конфликта и с возникновением вооруженного сопротивления она разбегается, исчезает. Полиция защищает власть только в условиях стабильной политической ситуации. И совсем недолго — в условиях возникающего кризиса. Это первый урок, который дает нам Украина.

Сегодня логика развития типового сценария всех переворотов настоятельно ставит вопрос о выходе на сцену армии. До определенного момента армия бездействует, наблюдает, заявляя о своем невмешательстве. Именно это мы пока наблюдаем на Украине. «Вооруженные силы Украины не будут вмешиваться в конфликтную ситуацию в стране», — об этом заявил министр обороны Павел Лебедев. Однако хорошо известно, что в тех случаях, когда ситуация радикализуется до предела, верховный главнокомандующий и министр обороны перестают управлять армией. Власть переходит к дивизионным генералам или полковникам, и они отдают боевые приказы. Примеров здесь так много и они так хорошо знакомы, что нет смысла ссылаться на один из них.

Сегодня Украина очень близка к тому, чтобы эта страница сценария была развернута. Если Януковичу с верными ему силами правопорядка не удастся нейтрализовать боевые отряды радикалов, то вслед за административными зданиями они перейдут к захвату объектов инфраструктуры и стратегических объектов. Целью станут не только СМИ и банки, в первый список попадут электро- и теплостанции, объекты водоснабжения, транспортные хабы, продовольственные склады и, наконец, склады вооружений. Никаких «Беркутов» не хватит, чтобы предотвратить этот процесс. Здесь точно потребуется вмешательство армии, и она вынуждена будет вмешаться.

И вот тут возникает второй вопрос: армия будет защищать интересы действующей власти или (как это чаще всего и бывает) перестанет обращать на вчерашнюю власть внимание, в лучшем случае арестовав президента и ряд министров? Армия останется средством власти или станет самостоятельной политической силой? Ответ на этот вопрос кроется в истории взаимоотношений армии и пока еще действующей на Украине власти. И этот вопрос станет вторым, а по значимости — первым важнейшим уроком для России.

Евгений Семенов, политолог

"