Posted 27 августа 2013,, 08:08

Published 27 августа 2013,, 08:08

Modified 12 ноября 2022,, 15:01

Updated 12 ноября 2022,, 15:01

Почему районы не хотят зарабатывать?

27 августа 2013, 08:08
Региональные парламентарии решили стимулировать экономическое развитие муниципалитетов путем повышения заинтересованности управленцев. Иными словами, предложили выплачивать главам районов, их замам и другим местным чиновникам премии за счет грантов из областного бюджета за отличные показатели работы. Но главы районных администраций перспективе миллионных премий не рады. Нововведение обсуждалось 26 августа на заседании комитета ЗС НО по бюджету и налогам в рамках вопроса о межбюджетных трансфертах. По словам председателя комитета Александра Шаронова, сегодня межбюджетные отношения строятся таким образом, что у органов местного самоуправления фактически нет никакой мотивации для улучшения своей работы (и, соответственно, для увеличения налогооблагаемой базы). Сейчас на практике действует такое правило: чем больше ты заработаешь, тем больше отдашь области, а получишь те же самые деньги — размер поступлений из областного бюджета от объема заработанных средств не зависит. У этой проблемы есть несколько решений, говорит депутат. «Я помню инициативу Выксунского земского собрания — они просили в прошлом году увеличить им отчисления от ЕНВД и «упрощенки», потому что они устанавливают все местные коэффициенты и критерии — в сторону повышения, разумеется. И у них возник закономерный вопрос: зачем нам стараться и платить больше, если все уходит в область?» ‒ рассказал Александр Шаронов. В результате, по словам главы комитета, в органы местного управления и самоуправления «идет совершенно другая порода людей». «Те, кто действительно хотят что-то сделать для своей земли, сегодня во власть почти не идут, ‒ пояснил он, — потому что ответственности все больше, а полномочий все меньше, как, соответственно, и возможностей повлиять на ситуацию. Зато для себя, любимых, сделать еще кое-что можно. Поэтому многие на местах заняты только тем, что проталкивают свои интересы». Действительно, такая проблема есть, признал вице-губернатор Владимир Иванов. Сейчас ситуация складывается таким образом, что муниципалитеты все больше и больше теряют. «Основная часть денег у нас автоматически уходит на один город — Нижний Новгород, районы получают деньги по остаточному принципу. В результате получается, что транши, положенные им, также увеличиваются, но они все равно несравнимо меньше, чем они бы заработали, если бы деньги оставались в муниципалитете. Мы уже все варианты просмотрели — так получается при изменении нормативов отчислений по любому виду налогов». При этом, по словам замгубернатора, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, ведь региону отдают все больше и больше обязательств и источников доходов. Так, в 2014 году на областную власть «переложат» финансирование дошкольного и дополнительного образования, соответственно, увеличив областные нормативы отчисления НДФЛ. Дальше, в 2015 году, настанет очередь культуры. Сейчас, по словам Владимира Иванова, идут разговоры, чтобы «ЖКХ также отдать региону». Единственный выход, который видят из сложившейся ситуации правительство, ‒ это система грантов. Правда, и здесь есть один маленький нюанс. По словам Александра Шаронова, на эти цели ежегодно выделяется от 30 млн до 100 млн руб. Если разделить это между территориями, то получится «ни о чем», особенно если учесть, что средний бюджет муниципалитета — 700-800 млн руб. Для того, чтобы гранты имели ощутимый эффект, нужно давать каждому району (или району-отличнику) 30-50 млн, то есть в бюджете статья «гранты муниципалитетам» должна быть 1 млрд руб. и более. Единственная возможность — это поощрять руководителей района, так как «для физического лица премия в 1 млн — это вполне ощутимо». Вице-губернатор отметил, что идея хорошая, однако подобный механизм должен быть полностью прозрачен. Для этого должна быть комиссия из депутатов и членов правительства, возможно — из представителей муниципалитета. Зато другие члены комитета высказались резко против. «Мы сейчас органы местного самоуправления превращаем в АО, где дивиденды выплачиваются по итогам года. Это неправильный подход. Если мы им легально даем, чтобы они нелегально не брали — вы представляете, что мы можем спровоцировать? Так можно и до системы кормления допетровской Руси дойти», ‒ заявил депутат Владислав Егоров. Александр Шаронов возразил, что «у нас и так кормление кругом». Именно поэтому у сити-менеджеров районного значения должна быть возможность легитимно получать бонусы за хорошую работу, иначе они это будут делать в обход закона. Стоит отметить, что 1-1,5 млн руб., которые будут выделены на премии главам районах (их замам или другим чиновникам) — очень большие деньги для жителей глубинки, так что есть вероятность, что «народ просто не поймет». Например, по словам зампредседателя ЗС НО Александра Табачникова, «в моих районах на 1 млн можно целевые программы софинансировать». Поэтому он предложил на вознаграждение тратить только часть гранта, остальные — на текущие расходы и потребности региона. Глава администрации Шатковского района Алексей Нестеров назвал идею с премиями «плохой». «Если хорошие показатели, то это заслуга не главы администрации, а всего района. Лучше пусть в бюджет деньги поступают — в районах много дыр, которые надо латать», ‒ пояснил он «Ньюс-НН». Глава администрации Гагинского района Николай Савкин солидарен с коллегой. «Эти средства ни в коем случае не должны поступать на счет конкретного человека, в данном случае ‒ главы администрации. Он и так знает, почему и за что он работает. Если уж это своеобразная премия за хорошую работу, то пусть средства поступают на счет района. А там, внутри района, мы решим, кто ее заслужил, кому ее выплатить — за строительство, за образование, за здравоохранение. Но не главе района», ‒ сказал он в разговоре с «Ньюс-НН». Александра Елина

Региональные парламентарии решили стимулировать экономическое развитие муниципалитетов путем повышения заинтересованности управленцев. Иными словами, предложили выплачивать главам районов, их замам и другим местным чиновникам премии за счет грантов из областного бюджета за отличные показатели работы. Но главы районных администраций перспективе миллионных премий не рады.

Нововведение обсуждалось 26 августа на заседании комитета ЗС НО по бюджету и налогам в рамках вопроса о межбюджетных трансфертах.

По словам председателя комитета Александра Шаронова, сегодня межбюджетные отношения строятся таким образом, что у органов местного самоуправления фактически нет никакой мотивации для улучшения своей работы (и, соответственно, для увеличения налогооблагаемой базы). Сейчас на практике действует такое правило: чем больше ты заработаешь, тем больше отдашь области, а получишь те же самые деньги — размер поступлений из областного бюджета от объема заработанных средств не зависит.

У этой проблемы есть несколько решений, говорит депутат. «Я помню инициативу Выксунского земского собрания — они просили в прошлом году увеличить им отчисления от ЕНВД и «упрощенки», потому что они устанавливают все местные коэффициенты и критерии — в сторону повышения, разумеется. И у них возник закономерный вопрос: зачем нам стараться и платить больше, если все уходит в область?» ‒ рассказал Александр Шаронов.

В результате, по словам главы комитета, в органы местного управления и самоуправления «идет совершенно другая порода людей». «Те, кто действительно хотят что-то сделать для своей земли, сегодня во власть почти не идут, ‒ пояснил он, — потому что ответственности все больше, а полномочий все меньше, как, соответственно, и возможностей повлиять на ситуацию. Зато для себя, любимых, сделать еще кое-что можно. Поэтому многие на местах заняты только тем, что проталкивают свои интересы».

Действительно, такая проблема есть, признал вице-губернатор Владимир Иванов. Сейчас ситуация складывается таким образом, что муниципалитеты все больше и больше теряют. «Основная часть денег у нас автоматически уходит на один город — Нижний Новгород, районы получают деньги по остаточному принципу. В результате получается, что транши, положенные им, также увеличиваются, но они все равно несравнимо меньше, чем они бы заработали, если бы деньги оставались в муниципалитете. Мы уже все варианты просмотрели — так получается при изменении нормативов отчислений по любому виду налогов».

При этом, по словам замгубернатора, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, ведь региону отдают все больше и больше обязательств и источников доходов. Так, в 2014 году на областную власть «переложат» финансирование дошкольного и дополнительного образования, соответственно, увеличив областные нормативы отчисления НДФЛ. Дальше, в 2015 году, настанет очередь культуры. Сейчас, по словам Владимира Иванова, идут разговоры, чтобы «ЖКХ также отдать региону».

Единственный выход, который видят из сложившейся ситуации правительство, ‒ это система грантов. Правда, и здесь есть один маленький нюанс. По словам Александра Шаронова, на эти цели ежегодно выделяется от 30 млн до 100 млн руб. Если разделить это между территориями, то получится «ни о чем», особенно если учесть, что средний бюджет муниципалитета — 700-800 млн руб. Для того, чтобы гранты имели ощутимый эффект, нужно давать каждому району (или району-отличнику) 30-50 млн, то есть в бюджете статья «гранты муниципалитетам» должна быть 1 млрд руб. и более. Единственная возможность — это поощрять руководителей района, так как «для физического лица премия в 1 млн — это вполне ощутимо». 

Вице-губернатор отметил, что идея хорошая, однако подобный механизм должен быть полностью прозрачен. Для этого должна быть комиссия из депутатов и членов правительства, возможно — из представителей муниципалитета.

Зато другие члены комитета высказались резко против. «Мы сейчас органы местного самоуправления превращаем в АО, где дивиденды выплачиваются по итогам года. Это неправильный подход. Если мы им легально даем, чтобы они нелегально не брали — вы представляете, что мы можем спровоцировать? Так можно и до системы кормления допетровской Руси дойти», ‒ заявил депутат Владислав Егоров.

Александр Шаронов возразил, что «у нас и так кормление кругом». Именно поэтому у сити-менеджеров районного значения должна быть возможность легитимно получать бонусы за хорошую работу, иначе они это будут делать в обход закона.

Стоит отметить, что 1-1,5 млн руб., которые будут выделены на премии главам районах (их замам или другим чиновникам) — очень большие деньги для жителей глубинки, так что есть вероятность, что «народ просто не поймет». Например, по словам зампредседателя ЗС НО Александра Табачникова, «в моих районах на 1 млн можно целевые программы софинансировать». Поэтому он предложил на вознаграждение тратить только часть гранта, остальные — на текущие расходы и потребности региона.

Глава администрации Шатковского района Алексей Нестеров назвал идею с премиями «плохой». «Если хорошие показатели, то это заслуга не главы администрации, а всего района. Лучше пусть в бюджет деньги поступают — в районах много дыр, которые надо латать», ‒ пояснил он «Ньюс-НН».

Глава администрации Гагинского района Николай Савкин солидарен с коллегой. «Эти средства ни в коем случае не должны поступать на счет конкретного человека, в данном случае ‒ главы администрации. Он и так знает, почему и за что он работает. Если уж это своеобразная премия за хорошую работу, то пусть средства поступают на счет района. А там, внутри района, мы решим, кто ее заслужил, кому ее выплатить — за строительство, за образование, за здравоохранение. Но не главе района», ‒ сказал он в разговоре с «Ньюс-НН».

Александра Елина

"