Posted 25 октября 2012,, 02:10

Published 25 октября 2012,, 02:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:46

Updated 12 ноября 2022,, 14:46

Что происходит с культурой

25 октября 2012, 02:10
Интервью с ректором Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, народным артистом России, действительным членом Российской академии гуманитарных наук, профессором Эдуардом Фертельмейстером. В середине октября в нижегородских СМИ появилось сообщение руководителя епархиальной пресс-службы иерея Виталия Груданова о начале процесса возвращения Нижегородской митрополии здания, занимаемого консерваторией.

В. Груданов сообщил: «В соответствии с ФЗ N327 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" епархия в лице ее правящего архиерея митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия направила в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области заявку с просьбой начать процесс передачи здания».

«Здание, которое раньше строилось на деньги прихожан, должно быть передано, - заявил по этому поводу губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, - но консерватория будет находиться на месте до тех пор, пока не будут решены все вопросы с переездом и с новым зданием».

Эти сообщения встревожили нижегородскую культурную общественность. Мы обратились за комментарием к ректору Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, народному артисту России, действительному члену Российской академии гуманитарных наук, профессору Эдуарду Фертельмейстеру

Е. Семенов: Эдуард Борисович, что происходит с культурой в России?

Э. Фертельмейстер: (долгое молчание…) Вы видите, пауза получилась такая, что, мне кажется, она становится многозначной…

Е. Семенов: Хорошо, есть такое понятие – «университетский город». Это особый статус, особое достоинство города. Есть ли такое понятие, как «город консерваторский»?

Э. Фертельмейстер: Несомненно, несомненно. «Консерваторский город» – это другой уровень интеллектуальной и культурной жизни города, это другой уровень взаимоотношений власти и культуры, это другой уровень насыщения кадрами театральной и художественной общественности, это другой уровень влияния на весь регион, не только на Нижегородскую область. Поэтому «консерваторский город» – понятие очень важное, и чрезвычайно ценно, что Нижний Новгород именно таким городом и является.

Е. Семенов: А может быть, музыке все равно, где звучать? Будет ли музыка звучать в другом зале так же, или, если можно так сказать, есть ли «наигранные» залы?

Э. Фертельмейстер: Конечно, есть. Дело в том, что в консерватории прекрасный зал, и всем известны прекрасные акустические свойства этого зала. Есть привычка и у наших музыкантов, и у гастролеров играть в этом зале. Они любят наш зал. Он прекрасно подходит для музыкальных «приношений» нашему городу. Кроме всего прочего, это замечательное место для подготовки будущих музыкантов, потому что они постоянно находятся в мире музыки. Здесь постоянно идут концерты, и это учит даже больше, чем мастер в классе. Если это разъять, мы не получим хорошего качественного музыканта, который будет представлять Россию на мировом уровне, что и делает уже многие годы Нижегородская консерватория. У нас же десятки, сотни лауреатов международных конкурсов. Я думаю, что наши футбольные, хоккейные команды таким успехом похвалиться не могут, хотя в них вкладывается достаточно средств.

Е. Семенов: Сегодня, когда миром правит массовая культура, имеет смысл говорить о том, что институты культуры должны быть «ядерными» институциональными образованиями крупных городов? Имеет ли смысл говорить о том, что консерватория должна остаться в центре города или она может быть вынесена за его пределы, возникнуть где-то вновь на окраине?

Э. Фертельмейстер: Исторические центры городов складывались не сразу, постепенно, никто их специально не выбирал; это те места, которые сложились, как культурно-исторические центры. Неслучайно слово «культура» стоит в этом сочетании впереди. Специально создать их в каком-то ином микрорайоне не сможет никто. Это не просто архитектурные образования, это – социальные образования, образования естественного развития жизни человеческого общества. Поэтому нарушать эти естественные вопросы никто не имеет права.

Е. Семенов: Если консерватория исчезнет из центра Нижнего Новгорода, это отразится на состоянии города, на сознании нижегородцев? Возникнут ли какие-то последствия, на Ваш взгляд?

Э. Фертельмейстер: Что произойдет с сознанием, я не могу сказать, но я знаю, что большое количество людей лишатся крупного очага культуры, поскольку те люди, которые ходят в консерваторию, не поедут в консерваторию, находящуюся на Автозаводе.

Е. Семенов: В складывающейся ситуации на что Вы рассчитываете, скажем так, на чью поддержку?

Э. Фертельмейстер: Я рассчитываю на здравый смысл. Он всегда торжествует. Может быть, в какое-то время чуть отступит за наваждением каких-то других мыслей, но всегда все равно победит. Он всегда присутствует у людей, имеющих интеллект, и, полагаю, что все будет нормально. Я рассчитываю на тех людей, у которых есть здравый смысл, вне зависимости от того, занимают они посты или не занимают.

Е. Семенов: Есть какой-то компромисс в этой ситуации, как она могла разрешиться, на Ваш взгляд?

Э. Фертельмейстер: Я думаю, что много еще объектов, которые могут быть, переданы церкви, епархии без ущерба для светской культуры. Это и должно стать компромиссом…

"