Posted 25 августа 2009,, 10:08

Published 25 августа 2009,, 10:08

Modified 1 ноября 2022,, 00:21

Updated 1 ноября 2022,, 00:21

Медиаинсталляция "сИренада" будет представлена в Нижнем Новгороде

25 августа 2009, 10:08
Вернисаж состоится 26 августа 2009 года в 18.00 в Арсенале, сообщают в Приволжском филиале ГЦСИ.

Медиаинсталляция «сИренада» Евгения Стрелкова при участии Алексея Циберева (программирование) и Дмитрия Хазана (флеш-анимация) состоится в Нижнем Новгороде с 26 по 30 августа 2009 года. Медиаинсталляция закрывает выставочную программу актуальных художественных проектов, работающих с видео, аудио и мультимедиа технологиями, - «Арсенал Андеграунд» в подвальном этаже Арсенала в Кремле.

Основа проекта – циклы «Шансонетки Нижегородской ярмарки» известных фотографов начала XX века Максима Дмитриева и Михаила Хрипкова. Шансонетки (а в те годы в газетной рекламе встречаются и другие их наименования: гризетки, этуали, субретки...) изображены фотохудожниками с большой выразительностью. Девушки позируют в призывных позах, как правило, на фоне пышной растительности – чем не легендарные обольщающие моряков сирены? Для большего сходства с гомеровским сюжетом фотографическому циклу требуется цикл вокальный – он-то и создаётся в проекте с помощью специально написанной программы, превращающей увеличеннные и «замыленные» лица певичек в звуковые ландшафты. Наложенная на фото спираль из 99 точек-«пункций» фиксирует степень глубины чёрного цвета в каждой из этих точек и превращает полученный набор чисел в набор тонов, а затем и в сладкозвучные аккорды.

Некоторые космологические мечтатели типа Гики и Хембиджа считали, что в спиралевидной раковине, так называемом наутилусе, или жемчужном кораблике, они уловили глубинный образ миропорядка. Спиральными же были и первые лабиринты, спиральные раковины нашивали на одежду пилигримы, возвращаясь из паломничества к горе Сен-Мишель в Нормандии.

Шансонетки, дошедшие до нас в архивном фотоальбоме, – один из образов далёкой истории – образчик неважный, бедный, но трогательный... Двойственно поведение шансонеток перед камерой – они и развязны, и смущены... Фотокадр словно рыбацкая подсечка вырывает из привычной среды жительниц подводного мира, обитателей «дна»; память влечёт нас в даль прошлого, как моряков Одиссея память влекла к поющим девам на недоступных островах.

Проект «сИренада» посвящен темам места и памяти. «Разве не касается нас самих дуновение воздуха, который овевал наших предшественников? Разве не отзывается в голосах, к которым мы склоняем наше ухо, эхо голосов, ныне умолкших?.. А если это так, то между нашим поколением и поколениями прошлого существует тайный уговор», – писал по схожему поводу Вальтер Беньямин. Архивные фото немы, их персонажи – словно рыбы, выброшенные из глубины века на берег contemporary. Но искусство приставляет к их губам магическое зеркальце медиа – и вот с губ, как со спирали допотопного грамофонного диска, льётся звук...

"