Posted 25 апреля 2013,, 07:04

Published 25 апреля 2013,, 07:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:26

Updated 12 ноября 2022,, 15:26

«Введение единого учебника по истории» - мнения членов Нижегородского эксперт-клуба

25 апреля 2013, 07:04
24 апреля в пресс-центре «Медиа Страйк Холл», участники очередного заседания Нижегородского эксперт-клуба обсудили вопросы истории, которая вновь оказалась в центре общественного внимания. Напомним, что президент РФ Владимир Путин дал поручение Министерству образования и науки РФ и Российской академии наук к 1 ноября 2013 года разработать и внести предложения по созданию в России единых учебников истории. «За» и «против» этой инициативы, обсудили постоянные участники заседаний «Эксперт-клуба», ведущие политологи, преподаватели истории ВУЗов и школ и журналисты. Председатель редакционного совета ИД «Биржа» Владимир Лапырин, открывший заседание, отметил, что поднятые проблемы не теряют актуальности и ежегодно обостряются в преддверии празднования 9 мая. «Большинство исторических спекуляций имеют место быть именно в отношении Великой Отечественной войны. Владимир Лапырин привёл высказывание писателя Михаила Веллера, согласно которому её история написана ещё не в полной мере, несмотря на многие труды, выпущенные по этому вопросу», - сказал Владимир Лопырин. О том, что немаловажными задачами истории являются формирование общественного сознания и осуществление связи времён, напомнил собравшимся доцент НИМБ Леонид Акимов. «Необходимость же создания единого учебника назрела давно, особенно если учесть те процессы, тот «раздрай», который творился в нашей стране, начиная с 90х годов. Однако обеспокоенность вызывает то, чьи взгляды будет отражать этот учебник. Если тех, кто сейчас находится на коне, у власти, то вероятнее всего это приведёт как раз к пересмотру истории.Другая довольно тревожная тенденция – это замалчивание достижений советской идеологии. Зачастую напоказ выставляются исключительно её недостатки и черные страницы, которые, безусловно, есть, но успехи и положительные стороны просто не упоминаются, а порой предпринимается попытка нашей теперешней идеологии их присвоить», - сказал Леонид Акимов. Что касается внесения предложения к 1 ноября 2013 года, то Леонид Акимов счел такой малый срок несерьёзным, поскольку для разработки действительно качественного и масштабного проекта требуется гораздо больше времени. Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Нижегородской области, руководитель фракции КПРФ Владислав Егоров согласился с тем, что необходимость в едином учебнике истории есть и немалая. «С 1992 года в сфере подготовки школьников и студентов царила полная неразбериха, мы «скатились от науки к похабщине». Поколение, которое училось в это время, недополучило значительной части необходимого ему знания, что негативно отразилось на их будущем. Поэтому сейчас мы вынуждены начинать всё с нуля. Но для того, чтобы создать что-то действительно толковое, необходима цельная доминирующая идея, стержень. Иначе снова получится не учебник истории, просто сборник анекдотов и разрозненных мнений и точек зрения. Тогда все усилия будут напрасны.История всегда была и будет идеологизированной, от этого никуда не деться. Но если в нашем взгляде на историю страны не будет идеи гордости за неё, то ничего хорошего не выйдет.Он отметил, что у общества появилась потребность реабилитации советской власти, стало ясно, что без этого невозможно движение вперёд, в будущее. По-сути, всё, что происходило в последние двадцать лет – это разрушение культурного генотипа, а не историческая наука», - считает Владислав Егоров. Об интересе к истории рассказал Сергей Мазин, шеф-редактор художественных программ ННТВ, автор и ведущий проекта «Исторические зарисовки». «Помимо зрителей, которые смотрят публицистические фильмы, в которых об истории рассказывается простым и понятным языком, появляются и довольно подкованные с профессиональной точки зрения сторонники. И это не только представители научного сообщества, а исторические реконструкторы, которые скрупулезно изучают те или иные события. Их тоже в какой-то степени можно назвать учеными. Что же касается единого учебника истории, то навязать сегодняшним детям какую-то одну точку зрения без представления альтернативы будет очень сложно, если не невозможно», - отметил Сергей Мазин. О своём скептическом отношении к проекту единого учебника заявил декан философско-теологического факультета НГПУ им. Козьмы Минина Сергей Кочеров. «Речь идет даже не об учебнике, а о формировании исторического сознания нации. Не нужно преувеличивать значение учебника, ведь историческое сознание сегодняшних студентов и школьников формируется под влиянием множества факторов, причём, в большей степени под влиянием исторической мифологии за счет «берущей за душу публицистики» и исторических фильмов. Не зря в советский период большое значение уделялось именно кинематографу. Так же и в США: представление об исторических событиях формируется в первую очередь при посредничестве Голливуда. По мнению Кочерова, общество ещё долго не придет к единому мнению по поводу последних ста лет. И история этого периода, так или иначе, будет идеологизированной, весь спор только в том, какая это будет идеология», - считает Сергей Кочеров. Член совета Нижегородского регионального отделения партии «Родина» Денис Восинцев считает, что единый учебник, безусловно, нужен. «Причем, если в вузах ещё возможно наличие нескольких точек зрения, но в школе это не нужно. Поэтому замечательно, что создано научное общество для подготовки учебника. Наши дети должны считать, что Россия - самая главная и самая важная страна в мире, безальтернативно», - считает Денис Восинцев. Учитель истории школы №24 Ольга Шалаева рассказала о трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться на практике. Помимо явно недостаточного количества часов, выделяемых на изучение истории, учителя не могут выражать своё личное отношение к историческим событиям. Поэтому, чтобы облегчить положение, и необходим единый учебник. Директор Нижегородского филиала «Российской газеты» Александр Сысоев поставил несколько вопросов. «С учётом, что единый учебник истории был личной инициативой Президента, можно ли говорить о начале пересмотра всей школьной программы? Новый учебник может быть встроен в существующую систему, но получим ли мы в контексте старой системы ожидаемый эффект?» - задается вопросом Александр Сысоев. Преподаватель истории ННГУ им. Лобачевского, руководитель проекта «Я – история» Борис Гинзбург, заметил, что проблема известна ему не понаслышке. «В условиях нашего современного общества, по его мнению, пересмотра истории не избежать, ведь само накопление исторического материала неизбежно приводит к переоценке нашего прошлого. Средняя и высшая школа сейчас находится в состоянии реформирования. На сегодняшний день задача создания единого учебника – это дело государственной важности, причем, это не на год, не на два, а на перспективу. Однако, несмотря на широкий спектр существующих в данный момент различных учебников, не существует одного эталонного учебника. Так что предстоит его создать», - сказал Борис Гинзбург. О необходимости фактического материала сказал в своём выступлении журналист Денис Чернов. Он считает, что в учебниках истории нет места оценочным суждениям, их полностью должны вытеснить голые факты. Руководитель Центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН, политолог Евгений Семёнов отметил, что история неотделима от процесса мифотворчества. «История возникает именно на стыке факта и оценки и её главным вопросом является очищенность факта от оценки, его чистоты. По его мнению, наиболее объективными историками были летописцы, которые почти не моги отражать в летописях свою оценку. История всегда противоречива. Что мы можем сделать, чтобы история огла быть в меньшей степени субъективна? Наша задача – зафиксировать событие», - сказал Евгений Семенов. Если у нас не будет единого учебника, то мы придем к развалу государства, - заявил председатель совета некоммерческой автономной организации «Совет стратегических инициатив» Сергей Васильев. - Кроме того, пока в самом государстве не будет единой идеологии, то не будет и объективного учебника истории. Николай Андреев, исполняющий обязанности руководителя местного исполнительного комитета Местного отделения партии "Единая Россия" города Нижнего Новгорода, сказал, что на исторических примерах молодёжь воспитывать не просто можно, но и нужно, и единый учебник тоже нужен. «Причём, готовить учебник должна редколлегия. С другой стороны, учебник – это не главное, ведь гораздо большее значение имеет преподаватель», - сказал Николай Андреев. О том, что подход к истории нужен такой, чтобы не стыдно было с ней себя ассоциировать, заявил председатель правления Нижегородского отделения общероссийской психотерапевтической лиги Андрей Камин. «История может быть разной, но мы должны себя с ней ассоциировать. Единый учебник нужен, но такой, чтобы каждый прочитавший его учебник мог без стыда идентифицировать себя с российским народом», - сказал Андрей Камин. В ходе заседания среди экспертов было проведено два опроса. По результатам первого, все присутствующие поддерживают инициативу создания единого учебника, при этом 63% проголосовали за отражение в нём разных точек зрения на разные события. Второй опрос был посвящён вопросу о том, нужно ли пересматривать устоявшиеся с советского времени оценки второй мировой войны? Ровно половина (50%) голосовавших выбрала вариант «нет, потому что на идеологическом поле ведётся борьба». Другая половина выбрала ответ «да» с разным обоснованием. «Нижегородский эксперт-клуб» - открытая дискуссионная площадка, созданная по инициативе агентства "Биржа плюс", "Агентства политических новостей - Нижний Новгород", НИА "Нижний Новгород" и ИА "Ньюс-НН". Основная идея "Нижегородского эксперт-клуба" - привлечение экспертного сообщества к обсуждению значимых для Нижегородского региона общественно-политических тем и информирование населения о сути происходящих в области процессов.

 

24 апреля в пресс-центре «Медиа Страйк Холл», участники очередного заседания Нижегородского эксперт-клуба обсудили вопросы истории, которая вновь оказалась в центре общественного внимания. 

Напомним, что президент РФ Владимир Путин дал поручение Министерству образования и науки РФ и Российской академии наук к 1 ноября 2013 года разработать и внести предложения по созданию в России единых учебников истории. «За» и «против» этой инициативы, обсудили постоянные участники заседаний «Эксперт-клуба», ведущие политологи, преподаватели истории ВУЗов и школ и журналисты.

 

Председатель редакционного совета ИД «Биржа» Владимир Лапырин, открывший заседание, отметил, что поднятые проблемы не теряют актуальности и ежегодно обостряются в преддверии празднования 9 мая.

«Большинство исторических спекуляций имеют место быть именно в отношении Великой Отечественной войны. Владимир Лапырин привёл высказывание писателя Михаила Веллера, согласно которому её история написана ещё не в полной мере, несмотря на многие труды, выпущенные по этому вопросу», - сказал Владимир Лопырин.

О том, что немаловажными задачами истории являются формирование общественного сознания и осуществление связи времён, напомнил собравшимся доцент НИМБ Леонид Акимов.

«Необходимость же создания единого учебника назрела давно, особенно если учесть те процессы, тот «раздрай», который творился в нашей стране, начиная с 90х годов. Однако обеспокоенность вызывает то, чьи взгляды будет отражать этот учебник. Если тех, кто сейчас находится на коне, у власти, то вероятнее всего это приведёт как раз к пересмотру истории.Другая довольно тревожная тенденция – это замалчивание достижений советской идеологии. Зачастую напоказ выставляются исключительно её недостатки и черные страницы, которые, безусловно, есть, но успехи и положительные стороны просто не упоминаются, а порой предпринимается попытка нашей теперешней идеологии их присвоить», - сказал Леонид Акимов.

Что касается внесения предложения к 1 ноября 2013 года, то Леонид Акимов счел такой малый срок несерьёзным, поскольку для разработки действительно качественного и масштабного проекта требуется гораздо больше времени.

Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Нижегородской области, руководитель фракции КПРФ Владислав Егоров согласился с тем, что необходимость в едином учебнике истории есть и немалая.

«С 1992 года в сфере подготовки школьников и студентов царила полная неразбериха, мы «скатились от науки к похабщине». Поколение, которое училось в это время, недополучило значительной части необходимого ему знания, что негативно отразилось на их будущем. Поэтому сейчас мы вынуждены начинать всё с нуля. Но для того, чтобы создать что-то действительно толковое, необходима цельная доминирующая идея, стержень. Иначе снова получится не учебник истории, просто сборник анекдотов и разрозненных мнений и точек зрения. Тогда все усилия будут напрасны.История всегда была и будет идеологизированной, от этого никуда не деться. Но если в нашем взгляде на историю страны не будет идеи гордости за неё, то ничего хорошего не выйдет.Он отметил, что у общества появилась потребность реабилитации советской власти, стало ясно, что без этого невозможно движение вперёд, в будущее. По-сути, всё, что происходило в последние двадцать лет – это разрушение культурного генотипа, а не историческая наука», - считает Владислав Егоров.

Об интересе к истории рассказал Сергей Мазин, шеф-редактор художественных программ ННТВ, автор и ведущий проекта «Исторические зарисовки».
«Помимо зрителей, которые смотрят публицистические фильмы, в которых об истории рассказывается простым и понятным языком, появляются и довольно подкованные с профессиональной точки зрения сторонники. И это не только представители научного сообщества, а исторические реконструкторы, которые скрупулезно изучают те или иные события. Их тоже в какой-то степени можно назвать учеными. Что же касается единого учебника истории, то навязать сегодняшним детям какую-то одну точку зрения без представления альтернативы будет очень сложно, если не невозможно», - отметил Сергей Мазин.

О своём скептическом отношении к проекту единого учебника заявил декан философско-теологического факультета НГПУ им. Козьмы Минина Сергей Кочеров.
«Речь идет даже не об учебнике, а о формировании исторического сознания нации. Не нужно преувеличивать значение учебника, ведь историческое сознание сегодняшних студентов и школьников формируется под влиянием множества факторов, причём, в большей степени под влиянием исторической мифологии за счет «берущей за душу публицистики» и исторических фильмов. Не зря в советский период большое значение уделялось именно кинематографу. Так же и в США: представление об исторических событиях формируется в первую очередь при посредничестве Голливуда. По мнению Кочерова, общество ещё долго не придет к единому мнению по поводу последних ста лет. И история этого периода, так или иначе, будет идеологизированной, весь спор только в том, какая это будет идеология», - считает Сергей Кочеров.

Член совета Нижегородского регионального отделения партии «Родина» Денис Восинцев считает, что единый учебник, безусловно, нужен.

«Причем, если в вузах ещё возможно наличие нескольких точек зрения, но в школе это не нужно. Поэтому замечательно, что создано научное общество для подготовки учебника. Наши дети должны считать, что Россия - самая главная и самая важная страна в мире, безальтернативно», - считает Денис Восинцев.

Учитель истории школы №24 Ольга Шалаева рассказала о трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться на практике. Помимо явно недостаточного количества часов, выделяемых на изучение истории, учителя не могут выражать своё личное отношение к историческим событиям. Поэтому, чтобы облегчить положение, и необходим единый учебник.

Директор Нижегородского филиала «Российской газеты» Александр Сысоев поставил несколько вопросов.
«С учётом, что единый учебник истории был личной инициативой Президента, можно ли говорить о начале пересмотра всей школьной программы? Новый учебник может быть встроен в существующую систему, но получим ли мы в контексте старой системы ожидаемый эффект?» - задается вопросом Александр Сысоев.

Преподаватель истории ННГУ им. Лобачевского, руководитель проекта «Я – история» Борис Гинзбург, заметил, что проблема известна ему не понаслышке.

«В условиях нашего современного общества, по его мнению, пересмотра истории не избежать, ведь само накопление исторического материала неизбежно приводит к переоценке нашего прошлого. Средняя и высшая школа сейчас находится в состоянии реформирования. На сегодняшний день задача создания единого учебника – это дело государственной важности, причем, это не на год, не на два, а на перспективу. Однако, несмотря на широкий спектр существующих в данный момент различных учебников, не существует одного эталонного учебника. Так что предстоит его создать», - сказал Борис Гинзбург.

О необходимости фактического материала сказал в своём выступлении журналист Денис Чернов. Он считает, что в учебниках истории нет места оценочным суждениям, их полностью должны вытеснить голые факты.

Руководитель Центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН, политолог Евгений Семёнов отметил, что история неотделима от процесса мифотворчества.
«История возникает именно на стыке факта и оценки и её главным вопросом является очищенность факта от оценки, его чистоты. По его мнению, наиболее объективными историками были летописцы, которые почти не моги отражать в летописях свою оценку. История всегда противоречива. Что мы можем сделать, чтобы история огла быть в меньшей степени субъективна? Наша задача – зафиксировать событие», - сказал Евгений Семенов.

Если у нас не будет единого учебника, то мы придем к развалу государства, - заявил председатель совета некоммерческой автономной организации «Совет стратегических инициатив» Сергей Васильев. - Кроме того, пока в самом государстве не будет единой идеологии, то не будет и объективного учебника истории.


Николай Андреев, исполняющий обязанности руководителя местного исполнительного комитета Местного отделения партии "Единая Россия" города Нижнего Новгорода, сказал, что на исторических примерах молодёжь воспитывать не просто можно, но и нужно, и единый учебник тоже нужен.
«Причём, готовить учебник должна редколлегия. С другой стороны, учебник – это не главное, ведь гораздо большее значение имеет преподаватель», - сказал Николай Андреев.

О том, что подход к истории нужен такой, чтобы не стыдно было с ней себя ассоциировать, заявил председатель правления Нижегородского отделения общероссийской психотерапевтической лиги Андрей Камин.

«История может быть разной, но мы должны себя с ней ассоциировать. Единый учебник нужен, но такой, чтобы каждый прочитавший его учебник мог без стыда идентифицировать себя с российским народом», - сказал Андрей Камин.

 

В ходе заседания среди экспертов было проведено два опроса. По результатам первого, все присутствующие поддерживают инициативу создания единого учебника, при этом 63% проголосовали за отражение в нём разных точек зрения на разные события. Второй опрос был посвящён вопросу о том, нужно ли пересматривать устоявшиеся с советского времени оценки второй мировой войны? Ровно половина (50%) голосовавших выбрала вариант «нет, потому что на идеологическом поле ведётся борьба». Другая половина выбрала ответ «да» с разным обоснованием.


«Нижегородский эксперт-клуб» - открытая дискуссионная площадка, созданная по инициативе агентства "Биржа плюс", "Агентства политических новостей - Нижний Новгород", НИА "Нижний Новгород" и ИА "Ньюс-НН". Основная идея "Нижегородского эксперт-клуба" - привлечение экспертного сообщества к обсуждению значимых для Нижегородского региона общественно-политических тем и информирование населения о сути происходящих в области процессов.

 

 

"