Posted 25 марта 2014,, 07:03

Published 25 марта 2014,, 07:03

Modified 12 ноября 2022,, 15:11

Updated 12 ноября 2022,, 15:11

Зашли в тупик?

25 марта 2014, 07:03
Обязательство оплаты сверхнормативных ОДН граждан управляющими компаниями, введенное изменениями в Постановление Правительства № 354 с 1 июня 2013 года, имевшее своей целью стимулирование управляющих компаний к снижению ОДН путем проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах и уменьшение финансового бремени населения, не решило старых проблем, зато породило новые. Их последствия могут оказаться критическими для всех участников рынка.

Переход на схему прямых договорных отношений «население – РСО» снимет с УК ответственность по долгам жителей, значительно замедлит прогрессирующий рост дебиторской задолженности РСО и способствует повышению платежной дисциплины потребителей.

Первая и наиболее очевидная проблема – отсутствие у управляющих компаний средств, которые могли бы пойти на оплату сверхнормативного потребления ОДН. Ведь эти затраты не были предусмотрены в плате за содержание жилья, а повышение платы невозможно без решения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений.

Собственники же, в свою очередь, более не заинтересованы в снижении ОДН, считая их проблемой управляющих компаний (УК), а, значит, не заинтересованы в одобрении и финансировании мероприятий по энергосбережению. Но борьба за снижение начислений за ОДН невозможна силами только управляющей организации без поддержки со стороны жителей, когда превышение норматива на ОДН не может быть устранено мероприятиями в рамках текущего содержания жилья, а жители не согласовывают выполнение дополнительных мероприятий.

При этом сверхнормативное потребление зачастую не зависит от УК, а зависит исключительно от действий самих жителей. К примеру, если оно вызвано несвоевременной сдачей показаний счетчиков или искаженными показаниями.

Кроме того, переложив на плечи УК заботу о сверхнормативных ОДН, дополнительно им никто не предложил ни источников борьбы с высокими ОДН, ни источников оплаты сверхнормативных ОДН.

В результате управляющие компании вынуждены либо брать деньги на оплату сверхнормативного потребления ОДН из других статей, снижая качество прочих услуг, либо игнорировать требование законодательства и не платить новый «налог», что, в свою очередь, приводит к росту дебиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций (РСО). Таким образом, при любом варианте развития ситуации количество проблем увеличивается, что вряд ли являлось целью изменений нового законодаетельства. Последние же вынуждены наращивать кредиторскую задолженность.

Население в плюсе?

Пользы, на которую рассчитывали законодатели, оплата сверхнормативного потребления ОДН граждан управляющими компаниями населению не принесла.

Дополнительные административные расходы на выставление «единой» квитанции, снижение прозрачности расчетов и размывание ответственности за качество коммунальных услуг плюс широкие возможности для финансовых манипуляций со стороны недобросовестных УК – вот лишь неполный перечень очевидных последствий.

При этом проблема высоких платежей за ОДН, характерная для старого жилфонда, так и не получила системного решения – закон по сути поменял местами ответственных и заинтересованных в ее решении лиц, возложив бремя ответственности на УК, но при этом лишив мотивации непосредственно собственников.

Долги растут

С введением в законодательство понятия сверхнормативных ОДН в затруднительном положении оказались не только управляющие компании, но и ресурсоснабжающие организации, большая часть дебиторской задолженности которых перед которыми традиционно формируется именно субъектами сферы ЖКХ. Так, представители энергоснабжающих организаций отмечают, что неоплата одной управляющей компании за 2 месяца равносильна недосбору с населения (по 3%) за 5,5 лет.

При этом механизм однозначного определения управляющей организации и формы управления отсутствует. В результате смена форм управления и контрагентов для РСО зачастую доводится «задним числом». В случае войн управляющих организаций за жилой фонд деньги до РСО не доходят ни от одной организации. Взыскание с УК денег через суд, как правило, заканчивается банкротством и невозможностью взыскания.

Беспрецедентный случай произошел в начале марта текущего года в Амурской области, где по решению суда бывшие руководители обанкротившихся компаний были привлечены к субсидиарной ответственности по долгам предприятий, в том числе, с обязательством погашения миллионных долгов за электроэнергию энергоснабжающей организации. Но такие примеры являются скорее исключением, нежели правилом.

Еще в ноябре 2013 года в ходе парламентских слушаний, посвященных проблеме неплатежей в сфере ЖКХ, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень заявлял, что просроченная задолженность потребителей перед ресурсоснабжающими организациями превышает 248,3 млрд рублей.

Что касается Нижегородской области, то на 1 июня 2013 года долг управляющих компаний, в частности, перед ОАО «Нижегородская сбытовая компания» составлял 190 млн 9 тысяч 599 рублей, на 1 января 2014 года эта сумма возросла уже до 235 млн 656 тысяч 892 рублей.

Впрочем, иные УК находят выход из положения, убедив жителей обслуживаемых домов перейти на непосредственную форму управления. В этом случае законодательство позволяет РСО вести расчеты с населением напрямую, а, значит, снимает с управляющих компаний ответственность по долгам жителей – в том числе, по оплате «сверхнормативных» ОДН. и схема начислений становится гораздо прозрачнее и понятнее. Уходят ненужные посредники в расчетах, возрастает качество работы управляющих компаний, которым не понадобится изыскивать средства для возмещения ресурсоснабжающим организациям сверхнормативного ОДН, а потребитель становится заинтересован в экономии и энергосбережении.

Представители энергоснабжающих организаций отмечают, что неоплата одной управляющей компании за 2 месяца равносильна недосбору с населения (по 3%) за 5,5 лет.

"