Posted 24 декабря 2021, 10:55
Published 24 декабря 2021, 10:55
Modified 3 ноября 2022, 19:34
Updated 3 ноября 2022, 19:34
Новый закон
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по вопросам донорства органов и тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки). Поправки должны обновить закон 1992 года.
В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин России, у которого диагностирована смерть мозга и у которого нет хронических заболеваний, может стать донором. При этом использовать его органы для пересадки можно в том случае, если он прижизненно не заявлял об отказе от донорства. Это так называемая презумпция согласия.
В новой редакции закона предусмотрено создание нескольких реестров. В них, в том числе, будет указана информация — хочет конкретный человек стать донором органов после смерти или нет. А также там будут в режиме реального времени отображаться данные о реципиентах и донорах. Кроме того, поправки определят, какие органы могут быть донорскими при посмертном или прижизненном донорстве, а также установят порядок ведения листов ожидания и проч.
Почем почка?
Купля-продажа человека в целях изъятия органов или тканей является уголовно наказуемым деянием. Ни при жизни, ни после смерти они не могут стать предметом сделки. Передать органы можно только на добровольной и безвозмездной основе.
По данным источника NewsNN в правоохранительных органах, в Нижегородской области за последние три года было заведено одно уголовное дело по ст. 127.1 УК РФ («Торговля людьми»), но связано ли оно с «черной» трансплантологией — неизвестно. По данным судебной системы, в регионе не зафиксировано случаев продажи органов.
При этом в интернете можно найти массу объявлений о продаже органов (чаще всего почки), а также предложения стать донором за немаленькую сумму. Например, 41-летний житель Нижнего Новгорода хочет продать свою почку за 450 тысяч долларов (33 млн рублей). На одном из сайтов он указал контактные данные, по которым с ним можно связаться. Помимо этого, можно найти еще порядка 20 объявлений от нижегородцев о продаже почек. Но в них суммы уже не указываются.
Число спасенных жизней можно удвоить
Проводить операции по трансплантации органов в Нижегородской области могут Приволжский окружной медицинский центр (ПОМЦ) и кардиохирургическая клиническая больница имени академика Королева (СККБ). Также идет оформление лицензии для возможности трансплантации костного мозга в областной клинической больнице имени Семашко.
Как отметил главный внештатный трансплантолог регионального минздрава Владимир Загайнов, вышеназванных ресурсов достаточно для успешной работы. «Увеличивать количество центров по трансплантологии в Нижегородской области нецелесообразно. Федеральные квоты, которые выделяются, не входят в бюджет Нижегородской области — это большой плюс. Если еще какое-то учреждение вступит в эту работу — оно будет финансироваться из областного бюджета, а равно и сокращать бюджеты других лечебных учреждений», — пояснил он NewsNN. По словам Загайнова, увеличение количества учреждений не приведет к росту числа операций, потому что доноров останется столько же.
Однако специализированные программы трансплантации органов при онкологических заболеваниях требуют особенного подхода, связанного с комбинацией с лучевыми и химиотерапевтическими опциями. Поэтому целесообразно включение онкологического диспансера в когорту центров трансплантации Нижнего Новгорода.
Трансплантолог отметил, что в Нижегородской области больше распространены операции по пересадке почек. Далее следуют печень, поджелудочная железа и сердце. При этом Загайнов назвал проблемой недостаточную работу муниципальных медицинских учреждений по органному донорству. «По большому счету, количество операций и спасенных жизней можно удвоить», — считает он.
Нахождение в листе ожидания на пересадку органов зависит от количества выполняемых операций. Однако лист ожидания — это не листок бумаги, а динамическая система, содержащая группы пациентов. Если человеку становится хуже, то он перемещается наверх. Тем не менее, некоторые так и не дожидаются операции.
Пандемия добавила масла в огонь
Стоит отметить, что пандемия коронавируса не обошла стороной и трансплантологию. Часть медицинских учреждений была перепрофилирована под ковид-госпитали, поэтому они были исключены из списка донорских баз.
«Пандемия затруднила работу, потому что трансплантология складывается из нескольких компонентов. Базовый компонент — органное донорство. В частности, работа лечебных учреждений, реанимации по выявлению и подготовке доноров. Так как некоторые медицинские учреждения принимали ковид-пациентов, они не могли являться донорскими базами. А в тех базах, которые остались, значительно выросла нагрузка», — пояснил Загайнов.
Также возникла вероятность передачи ковидного материала от донора к реципиенту. Как отметил трансплантолог, были случаи, когда потенциальный донор для нескольких человек был заражен COVID-19. Поэтому от его услуг приходилось отказываться.
В таких условиях вектор донорства сместился в сторону пересадки органов от родственников. «Весь объем квот, выделенных для Нижегородской области, был реализован. В частности, за счет пересадки почек и части печени от родственников», — поделился Загайнов, отметив, что это большое достижение нижегородской трансплантологии, так как не во всех регионах освоены данные сложнейшие операции.
По словам Загайнова, что число операций за 2021 год осталось примерно на том же уровне, что в допандемийном 2019-м. При этом коронавирус опасен для тех, кто перенес пересадку органов. На сегодняшний день достаточно большое количество реципиентов переболело. К сожалению, один случай закончился летальным исходом.