Posted 24 октября 2020,, 11:40

Published 24 октября 2020,, 11:40

Modified 3 ноября 2022,, 18:54

Updated 3 ноября 2022,, 18:54

Экологические проблемы России: кто виноват и что с этим делать

Экологические проблемы России: кто виноват и что с этим делать

24 октября 2020, 11:40
Фото: 1Mi
В последнее время в СМИ все чаще появляются новости об экологических катастрофах в разных регионах страны. Причины происшествий везде свои, но суть одна — к 2020 году в России так и не смогли решать основную часть проблем экологии. Почему так происходит и что с этим делать, разобрались «Новые известия».

По мнению многих экспертов, чтобы понять причины экологических проблем в России, нужно обратиться к истории. В частности, в советскому периоду, когда страна взяла курс на индустриализацию и развитие промышленности. Впрочем, с годами ситуация стала только усугубляться.

По словам главы департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России Ивана Блокова, за проблемы экологии в России взялись лишь в 80-х годах. Тогда стали ужесточаться экологические нормы производств. В 1993 году было принято постановление правительства «О плате за угрозы и выбросы и захоронения отходов», по которому предприятия обязывались привести свои выбросы к нормативам. Правда, многие из них не сделали этого до сих пор.

«Подавляющая часть мелких и средних предприятий привели свои сбросы и выбросы к нормативам, а вот многие крупные не сделали этого. Я могу предположить, что они воспользовались административным ресурсом, благодаря которому продолжают получать разрешения», — считает Блоков.

Почему такие предприятия продолжают работать, вопреки установленным законом требования? Известный политолог, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман убеждена, что власти зачастую бывают бессильны и не могут повлиять на ситуацию.

«Региональные руководители тут в непростом положении. С одной стороны, они ответственны за поддержание тишины на вверенной им территории. И акции протеста — это минус в карму любого губернатора. Если он становится проблемным, это снижает его шансы оставаться губернатором. Шиес снес глав трех регионов: Архангельской области, Коми и НАО. С другой стороны, крупный бизнес в регионах находится под федеральным прикрытием и ориентирован на федеральные интересы. И бороться с ним — наживать себе влиятельных врагов, которые могут повредить дальнейшей карьере», — заявляет Шульман.

При этом в ряде российских регионов все же смогли добиться равновесия между экологией и промышленностью. Блоков привел в пример Нижегородскую и Томскую области, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

«Всего у нас было три региона, которых в разные периоды территориальные органы работали хорошо и справлялись. Это был Нижний Новгород, там был руководителем Асхат Каюмов, это Томская область, там был Александр Адам. И вот сейчас это ХМАО, где руководитель Сергей Пикунов. Но, к сожалению, очень часто, когда уходит конкретный руководитель, система рушится», — заявил представитель Greenpeace.

Как пишет издание, Россия стоит перед серьезной проблемой: нежеланием многих заинтересованных лиц менять сложившуюся систему. При этом пути решения все-таки есть. Правда, насчет конкретных методов мнения экспертов разошлись.

Например, Блоков считает, что в первую очередь необходимо модернизировать законодательную базу в сфере экологии и усилить контроль за ее соблюдением.

«У нас есть много дыр в законодательстве и сейчас последние год-полтора пытаются вносить очень много новых, очень неприятных законов. Но если бы у нас соблюдалась буква действующего законодательства, то ситуация была бы намного лучше. За загрязнение окружающей среды руководители должны очень сильно штрафоваться, а этого нет. И когда в Красноярске на руководителя-загрязнителя накладывают штраф в 15-20 тысяч рублей, это не вызывает у него слишком больших проблем», — отмечает эксперт.

А вот председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов считает, что дело вовсе не в штрафах. По его словам, в законодательстве уже существует мера приостановки деятельности предприятия за неоднократные нарушения экологических норм. И это единственно эффективная мера в борьбе с недобросовестными компаниями, уверен он.

Однако никакие штрафы и ограничения не смогут искоренить проблему, пока любые нормы, неугодные промышленникам, можно легко отменить.

«У нас есть та самая плата за сброс и выброс отходов. В 2015 году, по данным казначейства, собрали чуть меньше 30 миллиардов в рублях. В прошлом году эта цифра была чуть меньше 13 миллиардов. То есть несмотря на то, что загрязнение ни на сколько не упало, оплата сократилась в 2,5 раза. Произошло это потому, что прекратилось взимание двукратной платы за образование отходов в арктической зоне. А предельно допустимые концентрации формальдегида, за которыми следит Роспотребнадзор, были подняты в три с лишним раза. За 20 лет предельно допустимая концентрация метилмеркаптана была поднята в 660 раз. Объяснения этому нет, но теперь они превышают порог чувствительности части людей», — пояснил Блоков.

Бурманов же отметил, что проблема вовсе не в самих законах, а в сложности их принятия. По его словам, в ряде случаев законодатели сталкиваются с лоббизмом со стороны промышленников. Кроме того, есть и проблемам финансирования. Например, ни один из регионов в этом году не получил деньги на нацпроект «Экология».

Вывод из все этого следует только один: для решения экологических проблем в России власти и промышленники должны объединиться и действовать сообща. В противном случае, трагедии будут повторяться все чаще, и однажды станут фатальными.

"