Posted 24 сентября 2013,, 11:09

Published 24 сентября 2013,, 11:09

Modified 12 ноября 2022,, 14:52

Updated 12 ноября 2022,, 14:52

Ликвидация перекрестного субсидирования приведет к росту тарифов на электроэнергию для населения

24 сентября 2013, 11:09
Помимо плановой индексации тарифов, когда цены на услуги ЖКХ ежегодно увеличиваются, в ближайшем будущем нас ожидает еще одно повышение – рост цен на электроэнергию, связанный с ликвидацией перекрестного субсидирования. И хотя новая система должна быть справедливее прежней, за эту справедливость придется заплатить.

Чтобы понять, что к чему, нужно мысленно вернуться на 10 лет назад, когда с «легкой руки» главного российского реформатора Анатолия Чубайса был дан старт либерализации электроэнергетической отрасли. Предполагалось, что электроэнергия, как и любой товар, будет продаваться на свободном рынке по рыночным ценам, что приведет к росту конкуренции за потребителя среди энергетических компаний и, как следствие, снижению цен на электроэнергию.

Однако одномоментно «отпустить» цены в свободное плавание означало бы взвалить непосильную финансовую нагрузку на плечи потребителей-граждан. Чтобы избежать этого, в стране была сформирована система перекрестного субсидирования, когда в тарифы для промышленности изначально закладывается часть расходов электроэнергии для нужд населения. То есть промышленные предприятия «сдерживают» тарифы для бытовых потребителей, беря на себя часть нагрузки.

Следствием такой «социально ориентированной» политики стал бурный рост цен на электроэнергию в промышленной сфере. В 2012 году стоимость электроэнергии для промышленных потребителей, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), превысила 4 рубля за кВт•ч, и при сохранении темпов роста скоро догонит Европу и США.

Безусловно, дороговизна электроэнергии для промышленных предприятий увеличивает стоимость производимой ими продукции, а, значит, снижает ее конкурентоспособность на международном рынке. Российские же потребители так и или иначе все равно оплачивают повышенный тариф промышленных предприятий, который неизбежно закладывается в стоимость товара. Получается, что перекрестное субсидирование, хотя и в некоторой степени сдерживает рост тарифов на электроэнергию для населения, в целом невыгодно для всех сторон.

Социальная норма в помощь

Такого нет ни в одной крупной экономике мира: везде стоимость электричества для населения в разы выше, чем для бизнеса. Даже простая логика подсказывает: тот, кто берет энергию оптом, должен платить по более низкому тарифу, чем розничный покупатель. Промышленное предприятие потребляет в десятки, сотни раз больше электроэнергии, чем любое, даже крупное, домохозяйство.

Разговоры о ликвидации перекрестного субсидирования ведутся уже более 10 лет. Однако лишь сейчас эта перспектива становится действительно реальной. Реализовать ее планируется поэтапно. По расчетам Минэкономразвития, стоимость электроэнергии для населения в 2013-2015 гг. останется на 17-20% ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019-2020 гг. цены сравняются, а к 2030 г. электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже.

Чтобы минимизировать последствия отмены «перекрестки» для населения, с 2013 года в самых проблемных с точки зрения перекрестного субсидирования регионах будут введены так называемые социальные нормы. Отметим, что «проблемными» в данном случае считаются регионы с большим количеством промышленных предприятий, к которым относится и Нижегородская область.

Социальные нормы реализованы во многих западных странах. Суть проекта в том, что население оплачивает электроэнергию по фиксированной цене до определенного уровня потребления. Если же человек превысил установленную норму, он начинает платить не по более низкому тарифу, а по рыночным ставкам. Предполагается, что такая мера заставит потребителей серьезней подойти к вопросу энергоэффективности и энергосбережения, тогда как малоимущих рост цен на электричество затронет по минимуму – соцнормы будут отличаться для разных категорий потребителей. Так, для пенсионеров и инвалидов соцнорма будет выше, то есть потреблять электроэнергии по льготному тарифу они смогут больше.

Согласно постановлению Правительства РФ № 614, которое премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 22 июля нынешнего года, ответственность за установление самой социальной нормы, объема потребления электроэнергии в пределах социальной нормы лежит на руководителях регионов. Они должны установить ее таким образом, чтобы более 70% поставляемой населению электроэнергии попадало в коридор социальной нормы потребления.

Кстати, в Нижегородской области социальная норма была установлена еще постановлением регионального Правительства № 310 от 2004 года. Так что в нашей области соцнорма существовала еще до того, как Правительством России было принято решение вводить ее повсеместно на всей территории страны.

Итак, рост цен на электроэнергию для населения продолжится. Насколько ощутимо это ударит по нашему карману, будет зависеть от мер, которые примет федеральное правительство, чтобы нивелировать последствия отмены «перекрестки».

Что ждать нижегородцам?

Важной особенностью применения социальной нормы потребления в соответствии с постановлением Правительства РФ № 614 становится льготирование одиноко проживающих лиц, являющихся получателями пенсии по старости или инвалидности, и семей таких пенсионеров.

Постановлением предусмотрено, что пенсионеры вышеуказанных групп в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электроэнергии будут оплачивать по льготному тарифу в пределах социальной нормы, а со второго года – устанавливается социальная норма с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы, т.е., по сути, их социальная норма потребления будет в полтора раза больше, чем у остальных граждан.

В Нижегородской сбытовой компании нам сообщили, что списки пенсионеров и инвалидов еще не направлены в «Энергосбыт», поэтому абоненты могут самостоятельно принести подтверждающие документы в абонентский пункт, либо подождать, когда региональные власти сформируют реестр таких категорий граждан и направят его в Нижегородскую сбытовую компанию. В этом случае после получения реестровых данных будет произведен перерасчет за истекший период применения социальной нормы, начиная с 1 сентября 2013 года, но не более одного года.

"