Posted 24 сентября 2013,, 11:09

Published 24 сентября 2013,, 11:09

Modified 12 ноября 2022,, 14:52

Updated 12 ноября 2022,, 14:52

Идем на восток?

24 сентября 2013, 11:09
Вслед за европейской выставкой MIPIM Нижегородская область нацелилась и на восток. Для участия на саммите лидеров рынка недвижимости MIPIM Asia, который пройдет 5–6 ноября в Гонконге, средств нужно поменьше. А перспектив от этого мероприятия может быть больше: азиатские страны пережили кризис менее болезненно по сравнению с европейскими. Эксперты сходятся во мнении, что с таких выставок не всегда «приводят» инвесторов, но вложения окупаются в будущем: регион получает известность на мировом уровне.

В международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах Нижегородская область участвует с 2006 года. В числе «дивидендов» от европейской MIPIM власти называют открытие фабрики по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства «Реттермайер РУС Продуктион» в Балахне (проект было решено реализовать после встреч на выставке в 2008 году), открытие компанией «Фройденберг Политекс» второй линии производства нетканых материалов в Заволжье (контракт был заключен на MIPIM в 2008 году). Еще в числе «привезенных» из Канн и реализованных проектов власти называли и гипермаркет «Касторама» (в 2009-м на MIPIM было подписано соглашение о намерениях).

Более глобальные проекты через «европейский» MIPIM не реализовались: это Globe Town на берегу Волги, «Бизнес-Сити» в районе Мещерского озера, спортивно-развлекательный парк «Остров» на Гребном канале, микрорайон «Большие овраги» и другие. А депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Буланов добавляет, что и «производственные» проекты — «Реттермайер РУС Продуктион» и «Фройденберг Политекс» — отношение к MIPIM имеют небольшое.

«Но участвовать в таких выставках надо, чтобы представлять наш регион на международном уровне», — считает Буланов. С ним соглашается директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева. По ее словам, цель участия в подобных выставках — не обязательно нахождение инвесторов. По мнению эксперта, область и не нашла никого на этой выставке. Однако представительство региона на международном уровне позволяет иностранным инвесторам узнавать Нижегородскую область, оценивать ее потенциал и в будущем приходить с проектами, даже не по недвижимости, а по другим сферам.

Буланов считает, что организация участия нижегородских представителей в подобных выставках должна быть несколько иной: не власти, а бизнес должен везти на такие выставки свои проекты, потому что так больше возможностей найти инвесторов. А организовывать эти выезды он предлагает и за счет предпринимателей, которые будут представлять свои проекты, и за счет государства, которое будет выполнять «сопроводительные» функции. По мнению депутата, последние лет пять поездки на европейский MIPIM выглядят следующим образом: чиновники едут «встретить весну» и везут «кабинетные» проекты, а предприниматели их сопровождают. «Не хотелось бы, чтобы на азиатской выставке это повторилось», — говорит Буланов.

По оценке Романчевой, азиатский MIPIM должен быть интересен для российских регионов. Объясняет она это тем, что в Европе ряд стран находятся не в очень хорошем финансовом состоянии, а азиатские регионы — Япония, Китай, Корея — серьезные игроки на рынке и не так сильно почувствовали на себе кризисные явления. Эксперт наблюдает тенденцию прихода ряда игроков с востока — из Казани и даже из Владивостока. Поэтому Нижегородской области тоже стоит обратить внимание на восток, как раньше на Запад, считает Романчева.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин добавляет, что участие в подобных крупных международных выставочных проектах формирует позитивный эффект. Использование таких инструментов может способствовать росту информационной открытости, увеличению узнаваемости ключевых региональных компаний сектора и одновременно формированию пула лояльных зарубежных инвесторов, что упрощает актуальные задачи привлечения капитала в масштабные инфраструктурные проекты.

Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров добавляет, что вряд ли стоит ожидать каких-то ошеломляющих результатов — проведение подобных мероприятий важно с точки зрения формирования позитивного имиджа региона в глазах иностранных инвесторов.

Нижегородской области участие в «восточном» MIPIM обойдется в сумму от 2,6 млн руб. Министерство инвестиционной политики области объявило о проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание комплекса услуг по организации презентации региона в этой выставке по такой цене. Участие в MIPIM в Каннах обходилось в несколько раз дороже — от 8,5 до 12 млн руб.

Клягин прогнозирует, что, с ориентацией на данные предыдущих лет, участие в MIPIM может в совокупности обойтись региону примерно в 3–4 млн долларов.

Екатерина Чичурина

"