Луга раздора: кстовчане обсудили Восточный обход,вопреки желанию чиновников

Луга раздора: кстовчане обсудили Восточный обход,вопреки желанию чиновников
Луга раздора: кстовчане обсудили Восточный обход,вопреки желанию чиновников
24 июня, 15:59ОбществоАлена ГлазковаФото: NewsNN
Администрация Кстовского района пыталась сорвать собрание жителей по строительству Восточного обхода Нижнего Новгорода. Горожане были вынуждены провести мероприятие тайно. На нем, в частности, были презентованы альтернативные проекты. Корреспондент NewsNN присутствовал на мероприятии.

Дорога в метре от жилых домов

Дачный участок Светланы Елькиной — это длинный сад перед заповедными Артемовскими лугами. Он расположен на высоком берегу природного безымянного озера. Сразу от дома начинается резкий спуск в воде, который владельцы превратили в террасу. Строить на нем что-то фундаментальное собственники не решились. Но разработчики проекта Восточного обхода Нижнего Новгорода распорядились иначе. Согласно документу, эстакада частично пройдет по водоему, а частично по берегу — в метре от дома Елькиной.

«Глава Кстовского района [Андрей Чертков] сказал, что нас не снесут. На что я поинтересовалась, как нам жить в таких условиях. Он ответил: „В Афонино же как-то живут люди“. Но там до дороги хотя бы 20 метров, а у нас и того нет. Если же трасса будет расширяться, то под снос пойдут около 30 домов», — возмущается Светлана. Недовольна она и тем, что выхлопные газы теперь окутают ее сад.

В ДК собрание не проводить

Еще месяц назад инициативная группа жителей Кстовского района предложила обсудить проект дороги с экспертами. В том числе, представить альтернативные проекты развития территории. Для этого был выбран ДК «Нефтехимиков» — частная площадка, принадлежащая структурам «Лукойла». С администрацией дома культуры была достигнута договоренность о проведении собрания 23 июня.

Фото:NewsNN

Перед входом в здание с разрешения администрации ДК инициативная группа смонтировала выставку с фотографиями птиц, обитающих в Артемовских лугах. «Однако 19 июня директор ДК сообщила жителям, что в проведении собрания отказано. Причина — давление со стороны администрации Кстовского района», — отметил Егор Верещагин.

В пресс-службе «Лукойл-Нефтеоргсинтез» сообщили NewsNN, что «мероприятие регламентируется администрацией Кстовского муниципального района». Отметим, что анонсы события на сайте ДК «Нефтехимиков» также исчезли. Несмотря на это, недовольные жители все равно решили собраться и пригласили на мероприятие прессу.

Пойма под угрозой

По словам эколога Асхата Каюмова, ситуация вокруг строительства Восточного обхода Нижнего Новгорода складывается «непонятная». Он напомнил, что Артемовские луга — это часть Волжской поймы. Уникальное место, которое некогда предлагали оформить как объект ЮНЕСКО.

Эколог Асхат Каюмов (по центру)
Фото:NewsNN

«Здесь обитает до 90 видов краснокнижных животных. Велика вероятность, что от строительства дороги их дом будет разрушен. И другого дома у них нет. Птицы станут бомжами. Многие погибнут», — убежден эколог.

«Любой хозяйственный проект наносит ущерб природе. Приходится взвешивать „за“ и „против“. Что мы теряем? Артемовские луга сегодня — это один из двух оставшихся экологических коридоров в городе. Основа экологического каркаса. Лишиться его, построив изолирующий механизм в виде дороги, означало бы пойти на экологическое преступление», — говорит орнитолог, председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц Сергей Бакка.

Обход или не обход?

Каюмов также недоволен тем, что Восточный обход начинается с набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. При этом он отметил, что возможный транспортный поток никто не изучал. Хотя ранее власти озвучивали, что данная трасса поможет вывести из Нижнего Новгорода большегрузы и автомобили, следующие в Кировском направлении.

Эколог предполагает, что Восточный обход строится не для решения транспортных проблем, а для строительства новых жилых комплексов в Кстовском районе. Косвенно это подтверждает наличие съездов к Артемовским лугам в проекте межевания.

«Нижнему Новгороду, безусловно, нужны обходы, так как ситуация со здоровьем населения сложная. Нужно разгрузить и Афонино, куда сейчас идет большой поток большегрузов. Но эта дорога не решает данных задач», — считает Бакка.

Председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц Сергей Бакка
Фото:NewsNN

«Восточный обход не оправдывает свое название. Он должен выводить транзитный транспорт за границы, но он ведет из центра Кстова в центр Нижнего Новгорода. То есть, идет из одной части нижегородской агломерации в другую, позволяет объехать лишь семь деревень», — отметил сотрудник компании-проектировщика «Мастерская генеральных планов» Ольга Пузанова, которую жители попросили сделать альтернативный вариант обхода.

Альтернативные проекты

Представитель «Мастерской генеральных планов» добавила, что по просьбе местных жителей организация подготовила альтернативный проект Восточного обхода. По мнению специалистов, чтобы дорога была действительно обходом Нижнего Новгорода, ее следует сделать намного ниже по течению Волги.

Выступление «Мастерской генеральных планов»
Фото:NewsNN

Трасса продолжит четвертую очередь Южного обхода, далее пойдет по землям сельхозназначения между поселками Работки и Волжский, по мосту по реке в самом узком месте и вдоль поселка Память парижской коммуны, через который выйдет на существующую трассу и планируемый Северо-Восточный обход Бора. Стоимость такой трассы оценивается в 34 млрд рублей.

Красный курсив - альтернативный проект обхода
Фото:NewsNN

Также на встрече был презентован проект развития самих Артемовских лугов. Директор нижегородского природного парка «Воскресенское Поветлужье» Алексей Гроза представил свое видение, как сохранить природу, одновременно заставив ее работать на благо экономики района. По его мнению, для этого достаточно отказаться от строительства дороги, и создать в Волжской пойме природный парк площадью 3500 га.

Он рассказал, что озера на лугах имеют большой научный, культурный и развлекательный потенциал. К примеру, на данной территории можно создать эко-тропы, поставить оранжереи и научно-исследовательские объекты. Также луга можно точечно благоустроить и превратить в затопляемый парк. Подобные территории уже есть в Казани и Новосибирске.

Презентуя концепцию, Гроза подчеркнул, что все это приведет к появлению бренда «Артемовские луга» и притоку туристов в Нижегородскую область. Вложения в проект потребуются небольшие — около 40 млн рублей. Взамен территория лугов может приносить правительству до 746 млн рублей в год, а управляющей компании — до 3,16 млрд рублей.

Заглушенный протест

Жители Кстовского района по итогам встречи сообщили, что готовы на реализацию любого из этих проектов. Но нынешний вариант Восточного обхода для них неприемлем. Однако администрация Кстовского района на контакт с населением по этому вопросу не идет. Жители выразили надежду, что в минграде Нижегородской области отреагируют на концепции, презентованные специалистами.

«Мы уже выражали недовольство на общественных слушаниях, собранных для внесения изменений в генплан Кстовского района. Вопросы задавали 13 человек. Знаете, как нас указали в протоколе? Они написали, что мы якобы высказали „нецелесообразные“ предложения. Это оскорбительно. А теперь еще и мероприятие сорвали», — жалуется Ирина Карюкова.

Действующий проект дороги в Артемовских лугах
Фото:NewsNN

Несмотря на растущее возмущение и желание придать максимальной огласке ситуацию — вплоть до отправления писем президенту России Владимиру Путину — люди попросили не упоминать их фамилии. «В прошлом году, когда история только начиналась, одному из наших знакомых уже досталось. Его почти под уголовное дело подвели. И все из-за того, что человек защищал свой дом, защищал Артемовские луга», — пояснили они.

NewsNN дважды направлял запрос в администрацию Кстовского района с просьбой пояснить, почему было отменено общественное собрание в ДК. Однако на момент публикации материала ответ не поступил.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter