Posted 24 марта 2021,, 10:44

Published 24 марта 2021,, 10:44

Modified 3 ноября 2022,, 19:08

Updated 3 ноября 2022,, 19:08

Кошелек или люди: По каким правилам играет в бизнес нижегородский депутат Березин

24 марта 2021, 10:44
Бизнесмен и депутат Евгений Березин уменьшил размер уставного капитала ООО «Жилстрой-НН» со 150 млн до 10 тысяч рублей. По данным из выписки ЕГРЮЛ, в конце февраля произошла безвозмездная передача доли компании. С чем связно такое решение? Давайте разбираться.

Битва за доходы

«Жилстрой-НН» был создан 9 февраля 2000 года. Его владелец — Евгений Березин — больше известен как бизнесмен, скупающий землю для застройки и перепродажи. Но помимо этого он еще и является депутатом Законодательного собрания Нижегородской области. Зачем же крупному предпринимателю пополнять ряды депутатов? И совпадают ли его бизнес-цели с депутатской деятельностью?

Более чем за двадцать лет Березин построил несколько крупнейших жилых комплексов. Однако, как показывает практика, целью для него стало не улучшение качества жизни людей, а получение прибыли.

Данные базы «Спарк-интерфакс» говорят о том, что за 2017 год доход ООО «Жилстрой-НН» составил 2,8 млрд рублей, а чистая прибыль — 122,5 млн рублей. В 2018 году показатель дохода резко упал до 591,8 млн рублей (почти в 5 раз), а чистая прибыль немного выросла — до 159,4 млн рублей.

А вот за 2019 год компания заработала всего 182,7 млн рублей и 36,8 млн рублей чистой прибыли. При этом известно, что после того, как владелец «Столицы Нижний» Олег Сорокин был отправлен в тюрьму, Березин автоматически стал чуть ли не самым крупным застройщиком в регионе. И с его компанией заключаются многомиллиардные сделки. Однако по документам «Жилстрой-НН» относится к реестру микропредприятий с выручкой до 120 млн рублей в год. Для чего? Вероятно, ради экономии на налогах. Эту догадку подтверждает и тот факт, что минувшей зимой Березин уменьшил размер уставного капитала ООО «Жилстрой-НН» со 150 млн до 10 тысяч рублей. Согласно данным из выписки ЕГРЮЛ, произошла безвозмездная передача доли компании. NewsNN попытался выяснить, чем вызвано такое решение, но представители компании решили воздержаться от комментариев.

Желание владельца компании получить максимальную прибыль прослеживается и в строительстве ЖК. Всем известны крупные проекты, которыми руководит «Жилстрой», однако документально не все так очевидно. Например, разрешение на строительство ЖК «Торпедо» на Автозаводе было выдано не «Жилстрою», а ООО «ГАСК-НН», а разрешение на строительство ЖК «Корабли» в Сормове — ООО «Специализированный застройщик «АГК». Юридически застройщик ООО «СЗ АКГ» никак не связан ни с Березиным, ни с «Жилстроем». ООО владеют В. В. Пичугин и К. Р. Ибрагимов через ОЗСК (застройщик ЖК «Корабли». — Прим. ред.). Только фирма ООО «СЗ АКГ» входит в ГК «Жилстрой». Получается, фикция?

К слову, с момента основания компания участвовала более чем в 200 аукционах, и подавляющее большинство из них выиграла. Согласно данным базы «Спарк-Интерфакс», чаще всего застройщик тесно работал с министерством социальной политики Нижегородской области. Однако почти полсотни раз компания выполняла условия договора позже срока, установленного договором.

Компания Березина нередко принимает участие в заседаниях Арбитражного суда: и в качестве ответчика, например, по делам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, и в качестве истца, оспаривая результаты тендеров, если вдруг объект отдают другому застройщику. Победа любой ценой?

«Бабки решают все»

Вопросы есть не только к финансовой стороне жилья, но и к его качеству. Например, ЖК «Бурнаковский», скандал вокруг которого начался еще до того, как на участки заехала первая строительная техника. Несколько лет назад экологи сошлись во мнении, что застраивать эту территорию опасно для здоровья людей. Земля там перенасыщена нефтепродуктами, тяжелыми металлами, мышьяком и бензприреном. Вместого того, чтобы провести работы по рекультивации почвы и обезопасить здоровье людей, Березин просто засыпал землю пятиметровым слоем песка. А рядом с новым ЖК, в Волге, начали образовываться нефтяные пятна. Все гениальное — просто?

«Нижегородцы сделали свой выбор и с нетерпением ждут новоселья. Может быть, пора прислушаться к их мнениям и осознать перед ними ответственность, ведь у горожан не так много возможностей приобрести действительно доступное жилье», — отвечал тогда на все обвинения Березин.

При этом жалобы на здоровье сыпятся от жителей «Бурнаковского» до сих пор. Аллергия, сыпь, астма — чего только не заработали за эти годы владельцы квартир.

«Война» была и с жителями Автозавода, когда Березин решил построить на окраине Нижнего Новгорода жилой комплекс «Торпедо». Активисты взбунтовались: мол, высоткам здесь не место, это территория памятника природы регионального значения «Малышевские гривы», у которого некогда отобрали 11 гектаров. А бонусом к 39-ти новым домам высотой в 10 и 17 этажей «Жилстрой-НН» планирует еще и дорогу новую проложить. Прям через садовые участки СНТ «Малышево», Владельцы участков создали инициативную рабочую группу, чтобы отстаивать интересы более тысячи семей дачников.

К слову, дома в «Торпедо» уже вовсю строятся, несмотря ни на что. Только вот к качеству домов есть вопросы. Окна промерзают, но буквально сразу после заселения застройщик разрешил построить во дворе рядом с детской площадкой открытую автомойку. Экономика должна быть эффективна?

«Жистрой-НН» продолжает застраивать зеленые зоны и лишать людей возможности отдыхать на свежем воздухе. И планирует это делать дальше. Спальные районы постепенно превращаются в бетонные джунгли. Выход есть: у подъездов высоток высажены одинокие тоненькие деревца. И не поспоришь — озеленение.

К слову, Евгений Березин является членом комитета Заксобрания по экологии. Однако результаты его деятельности — тайна за семью печатями. NewsNN обратился в пресс-службу ЗСНО, чтобы узнать, с какими законодательными инициативами выходил Березин на заседаниях комитета и как часто он вообще присутствовал на этих собраниях? Однако давать комментарий на эту тему в приемной депутата отказались. Складывается такое впечатление, что Березин использует свою должность в комитете по градостроительной деятельности для получения информации об участках, которые будут выгодны для строительства новых жилых комплексов.

Что будет дальше?

Как известно, пять лет назад «Жилстрой-НН» расширил сферу деятельности и занялся строительством дорог. В будущем Березин продолжит делать это также, как и ЖК. Хотя первые результаты видны уже сейчас: нижегородцы часами стоят в многокилометровых пробках на проспекте Гагарина, пробираясь в сторону выезда из города, где в районе Ольгино под руководством Березина сейчас строится новая транспортная развязка.

Кстати, в этом случае тоже не обошлось без проблем. В мае прошлого года «Жилстрой-НН» начал строить развязку, и буквально через пару месяцев представители компании объявили о том, что работы приостановлены: якобы заказчик не урегулировал земельно-имущественные отношения касаемо участков в районе Ольгино.

Тогда же в министерстве транспорта Нижегородской области заявили, что подрядчик ввел всех в заблуждение: работы продолжаются в обычном режиме. Вместе с этим власти отметили, что «Жилстрой-НН» передано 90% площади объекта, поэтому «можно беспрепятственно выполнять дорожные работы». Очевидно, что между властями и подрядчиком произошло некоторое недопонимание. Но спустя некоторое время «Жилстрой-НН» сделал заявление о возобновлении работ. А уже в октябре были обнаружены нарушения при строительстве подпорной стенки, из-за чего она пошла трещинами. После этого подрядчик получил предписание на устранение недочетов.

Но огромные пробки на Гагарина образуются до сих пор. А ведь с самого начала была возможность сделать объездные пути, чтобы избежать этих пробок. Опытные водители объезжают этот участок по частному сектору. Но это уже проблемы людей, а не «Жилстроя-НН».

Примечательно еще то, что, когда «Жилстрой-НН» брался за строительство развязки в Ольгине, его уставной капитал составлял 150 млн рублей. И ответственность перед заказчиками компания несла в рамках этого показателя. Снизив уставной капитал до 10 тысяч, Березин автоматически снизил свою ответственность. Возможно, это еще один выгодный повод сэкономить в случае форс-мажорных обстоятельств в ходе строительства развязки.

"