Posted 23 января 2014,, 08:01

Published 23 января 2014,, 08:01

Modified 12 ноября 2022,, 15:30

Updated 12 ноября 2022,, 15:30

Бронь без комиссии

23 января 2014, 08:01
Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы посчитало, что МП «Нижегородпассажиравтотранс», которое занимает монопольное положение на рынке оказания услуг автовокзалов Нижнего Новгорода, незаконно взимает комиссионный сбор за предварительную продажу билетов.

УФАС признало муниципальное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции». Ведомство установило, что при предварительной продаже билетов (за день до отправления и более) на междугородные маршруты НПАТ взимает с граждан комиссионный сбор в размере 15 руб. с билета.

УФАС выяснило, что «Нижегородпассажиравтотрас» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов в Нижнем Новгороде: его доля составляет 100%. Речь идет обо всех автовокзалах города: автовокзал «Нижегородский» (ул. Студенческая, 15а), автостанция «Канавинская» (ул. Советская, 20а), автостанция «Сенная» (ул. Большая Печерская, 84), контрольный пункт «Щербинки» (ул. Гагарина, 113).

По итогам рассмотрения дела комиссия антимонопольного органа выдала предприятию предписание об устранении нарушения. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства и наложении штрафа на предприятие.

Как пояснили в пресс-службе УФАС, сбор за предварительную продажу билетов уже заложен в сумму, которую платят перевозчики, заключающие с «Нижегородпассажиравтотрансом» договор об оказании услуг (продажа билетов, предоставление мест пассажирам для ожидания автобусов, предоставление стоянок и другие услуги). Поэтому получается, что «Нижегородпассажиравтотранс» дважды взимает деньги за одну и ту же услугу — с перевозчиков и пассажиров, посчитали в УФАС.


Однако помощник генерального директора «Нижегородпассажиравтотранса» Андрей Журавский говорит, что в договоре с перевозчиками эту услугу предприятие не учитывало и взимало комиссионный сбор за предварительную продажу лишь с пассажиров. По его словам, приказ Минтранса РФ, регламентирующий правила продажи билетов, лишь определяет возможность продажи билетов не менее чем за 10 дней до отправления автобусов. Поэтому «Нижегородпассажиравтотранс» посчитал возможным брать с пассажиров 15 руб. за гарантию получить место в автобусе — ведь в день отправки автобуса в рейс билеты могут быть уже раскуплены.


По словам Журавского, раз УФАС нашло в этих действиях «Нижегородпассажиравтотранса» нарушение, то, скорее всего, предприятие не будет обжаловать решение антимонопольного органа.

Руководитель общественной организации «Нижегородцы за общественный транспорт» Владимир Котов говорит, что данную ситуацию сложно оценить однозначно. С одной стороны, нет документов, запрещающих взимать сбор за предварительную продажу билетов. А с другой стороны, возможно, «Нижегородпассажиравтотрансу» действительно приходится брать на себя дополнительную нагрузку при предварительной продаже: занимать дополнительно своих работников, устанавливать кассовые аппараты, полагает Котов.

В УФАС же напомнили, что и ОАО «РЖД», и авиакомпании предварительно, напротив, продают билеты дешевле. По оценке одного из участников рынка, ежегодно «Нижегородпассажиравтотранс» собирает с пассажиров за предварительную продажу более 2,5 млн руб.

Екатерина Чичурина

"