Posted 21 января 2017, 06:00
Published 21 января 2017, 06:00
Modified 12 ноября 2022, 13:59
Updated 12 ноября 2022, 13:59
Город Горький был одним из важнейших военно-промышленных центров Советского Союза, именно поэтому он более 30 лет был закрыт для посещения иностранцами. На его территории имелось огромное количество бомбоубежищ различных категорий. Большинство из них располагались в переоборудованных подвалах многоэтажных домов. Во времена СССР за этими сооружениями тщательно следили, но с развалом советской империи большинство из них были разграблены и позабыты.
Бункер, расположенный на территории бывшего нижегородского порта на Стрелке является одним из немногих нетронутых бомбоубежищ в городе (правительственный бункер в Нижегородском кремле в рассчет не берем – думаю, что с ним всё в полном порядке).
Есть в этом месте некая сакральность. Когда задумываешься, для каких целей этот бункер был построен, становится немного не по себе. Построенный на исходе 40-х годов XX века, он представляет собой частицу советского наследия и памятник Холодной войны.
Здесь есть все для автономного существования на протяжении нескольких дней: санитарный пункт, кухня, два туалета, система очистки воздуха и воды. Система жизнеобеспечения должна работать благодаря совершенно новому, «ещё в масле», дизель-генератору 1977 года выпуска.
В бункере имеется достаточное количество средств индивидуальной защиты – химкостюмов, противогазов и т.д.. Советское руководство серьезно подходило к вопросу сохранения человеческих жизней. Нынешние власти относятся к возможности бомбардировки российских городов намного «спокойнее». Куда бежать в случае опасности сейчас, думаю, не ясно никому...
В подземном бункере есть специальная комната для главы администрации Канавинского района Нижнего Новгорода, а также пункт связи, укомплектованный десятком телефонов 1954 года выпуска. В одном из помещений укрытия расположен довольно живописный макет ядерного взрыва.
Справка. Ядерный взрыв — взрыв ядерного взрывного устройства (атомной бомбы), огромной мощности и разрушительной силы, вызванный высвобождением ядерной энергии, либо при быстро развившейся цепной реакции деления тяжелых ядер (235U или 239Pu), либо при термоядерной реакции синтеза. Принципиальное отличие от взрыва обычного снаряда заключается в скорости (ядерный взрыв происходит в миллионные доли секунды, то есть в тысячу раз быстрее, чем взрыв тротила) и сопровождается выделением колоссального количества энергии в виде тепла и радиоактивных излучений.
В зависимости от уровня радиации время пребывания мирного населения в бункере могло составлять от двух часов до 12 суток. Комфорта здесь, конечно, маловато, кроватей нет. Но ведь это не гостиница, эти «апартаменты» построены для того, чтобы обеспечить выживание людей, а не их отдых.
По всему бомбоубежищу развешаны памятки на соответствующую месту тематику. Вот цитата из такой таблички: «При объявлении эвакуации жильцам необходимо: взять с собой документы личные (паспорт, военный билет, документы об образовании и специальности, трудовую книжку, свидетельство о рождении детей, деньги); иметь продуктов питания на 2-3 суток, запасы воды, белья, обуви, теплые вещи...».
«Если ядерный взрыв застал вас на улице, для защиты используйте: низкие каменные ограды, канавы, ямы, траншеи, кюветы, густой кустарник, молодой лес... Ни в коем случае не смотреть на огненный шар взрыва», - говориться в другой памятке.
Справедливости ради замечу, что бомбоубежище, несмотря на свое название, могло служить для защиты населения и в мирное время – при авариях на АЭС (которая в Горьком так и не была достроена), химических заводах, землетрясениях, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, не связанных с войной.
Городская администрация планирует разместить в бункере музей. Думаю, что это неплохая идея, поскольку все необходимые экспонаты уже в наличии. Концепция будущего учреждения пока не определена, также как и сроки его открытия. Можно предположить, что это будет музей Холодной войны или Гражданской обороны.
Примечательно то, что в сотне метров от этого подземного бункера располагается еще одно бомбоубежище более раннего времени – оно построено еще до Великой Отечественной войны. Конечно, оно находится в совершенно ином состоянии: все, что в нем можно увидеть, это голые стены (кое-где осыпалась штукатурка, и стала заметна старинная кирпичная кладка) и мусор. Петли гермодвери давно заржавели, и она застыла в одном положении.
И пусть во времена постройки этого бункера ядерного оружия еще не было, но зато активно применялись мощные авиационные бомбы и боевые отравляющие газы, которые, между прочим, тоже являются оружием массового поражения.
Да, бомбоубежища строились и до Второй Мировой войны, и даже до Первой. Находясь здесь, невольно вспоминаешь, что в подобном бункере провел последние месяцы своей жизни Адольф Гитлер, ожидающий краха Третьего Рейха и прихода в Берлин советских и союзнических войск. Конечно, его убежище было несколько просторнее и комфортнее, но и оно также располагалось глубоко под землёй...
Во многих странах бывшего соцлагеря бомбоубежища давно используются в мирных целях. Например, в маленькой, но гостеприимной Албании в бункерах размещаются хостелы. Примеры таких «превращений» есть и в России. Правда, в нашем городе таких проектов пока не было, хотя материальная база для них и имеется.
Текст: Сергей Котовский, Фото: Кира Мишина