Posted 20 мая 2017,, 06:00

Published 20 мая 2017,, 06:00

Modified 3 ноября 2022,, 17:39

Updated 3 ноября 2022,, 17:39

Горький – не единственный писатель, которым могут гордиться нижегородцы

20 мая 2017, 06:00
В следующем году нижегородские чиновники и литературоведы готовятся с размахом (на самом деле никакого «размаха» не предвидится – это я для красного словца вставил) отметить 150-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка – писателя Максима Горького...

Но никто и не думает отмечать в 2019 году 155-летие писателя Евгения Чирикова, а ведь его жизнь также тесно связана с Нижним Новгородом. Типичный обыватель скажет: «А кто такой, этот ваш Чириков?» Его можно понять – в советские годы имя писателя тщательно стиралось со страниц истории отечественной литературы. Знатоки художественного слова возразят, дескать, Горький и Чириков слишком разные величины, будто бы талант первого не соизмерим с дарованием второго. Вот когда эти «знатоки» напишут хотя бы одно произведение, ставшее известным всей стране, тогда мы к ним прислушаемся, пусть тогда расскажут, кто тут графоман, а кто – гений.

Пусть сейчас имя Чирикова забыто, но в начале XX века его произведения были очень популярны. До Октябрьской революции вышло собрание его сочинений в 17 томах, по его произведениям было снято три художественных фильма. Пьесы Чирикова ставились в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. Кстати, впервые произведение писателя было поставлено в 1902 году именно на сцене Нижегородского драматического театра – пьеса «На дворе во флигеле» имела такой успех, что ее играли целых два сезона. Далее ставились пьесы «Евреи», «Иван Мироныч», «Белая ворона», «Гиблое место» и другие. Интересен тот факт, что в 1920-1921 гг. на сцене Нижегородского драмтеатра играла дочь писателя – Новелла Чирикова.

Родился Евгений Николаевич Чириков в 1864 году в Казани. Несмотря на дворянское происхождение, он признавался, что с малых лет дружил с «детворой всех классов и сословий». Будущий писатель обучался в Казанском университете, однако ему не суждено было его закончить: в 1887 году четверокурсника Чирикова исключают и ссылают в Нижний Новгород за участие в студенческих беспорядках. Между прочим, он стоял третьим в списках самых активных участников забастовки, тогда как первокурсник Владимир Ульянов (Ленин) всего лишь тринадцатым.

В Нижнем Новгороде Чириков поселился в семье писателя-революционера Николая Елпидифоровича Каронина-Петропавловского в Холодном переулке. Евгений Николаевич уже был хорошо известен в Нижнем как участник казанских беспорядков и автор сатирической «Оды императору Александру III». В первые же дни ссыльный студент познакомился со всей городской революционной интеллигенцией. Чирикову следовало бы вести себя осторожнее, но ему очень понравилось внимание, которым его баловали. Спустя считанные дни после приезда он был обвинен в декламировании своей «Оды» на тайном собрании и доставлен в Нижегородский острог, где ему пришлось просидеть более двух месяцев. Примечательно, что в той же одиночной камере через год окажется собрат Чирикова по перу – писатель Максим Горький.

Первая встреча Чирикова с Горьким происходит в Царицыне, куда Евгения Николаевича отправляют после освобождения из Острога. В 1889-1891 годах Чириков живет в Астрахани, где знакомится с Николаем Гавриловичем Чернышевским. В 1892 году начинающего писателя вновь арестовывают и ссылают, на этот раз в Казань – город, где все и началось. Выйдя из тюрьмы, Чириков в том же году женится на семнадцатилетней выпускнице Казанской женской гимназии Валентине Григорьевой. Его жена была подругой Надежды Нелидовой, супруга врача и революционера Николая Александровича Семашко. Две семьи впоследствии связала многолетняя дружба.

Второй приезд Евгения Николаевича в Нижний состоялся лишь в 1896 году – газета «Нижегородский листок» пригласила его для освещения событий Всероссийской промышленно-художественной выставки. Семья Чириковых в это время проживает в провинциальном Минске – революционно настроенному писателю запрещено было проживать в столицах империи. Однако именно во время минского периода Чириков начинает постепенно отходить от социалистической риторики – свое несогласие с марксистами он выразил в повести «Чужестранцы».

Произведения политически неблагонадежного писателя становятся очень популярны в среде русской интеллигенции. Успешный литератор предпринимает ряд провальных попыток поселиться в Москве или Петербурге. Наконец, в 1901 году Чириковы переезжают в Ярославль, а спустя год, по совету Максима Горького, отправляются в Нижний Новгород. Евгений Николаевич с семьей проживал в доме на улице Телячьей (ныне улицы Гоголя). На реке Кудьма – в современном курортном поселке Зелёный город – у него имелась дача. В круг общения Чириковых входит знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин. Евгений Николаевич начинает сотрудничать с издательством Горького «Знание», в котором было издано восьмитомное собрание его сочинений. Вокруг издательства собираются революционно или оппозиционно настроенные писатели: Бунин, Андреев, Куприн, Серафимович, Скиталец...

Евгений Николаевич был активным участником культурной жизни Нижнего Новгорода. Например, он сыграл не последнюю роль в открытии здесь «Народного дома» (сейчас это здание Нижегородского академического театра оперы и балета). В Нижнем Чириков пишет комедийную пьесу «Иван Мироныч», которая с успехом будет идти во многих театрах. Премьера ее состоялась 28 января 1905 года в Московском художественном театре, в постановке Немировича-Данченко. К этому времени Чириков уже переехал с семьей в Москву, но Нижний оставил четкий след в творчестве писателя – нижегородцы могут узнать в его произведениях знакомые места: драмтеатр, Острог, Кудьму...

Революцию 1905-1907 гг. Евгений Николаевич встречает уже в первопрестольной. Здесь он становится свидетелем вооруженного восстания. Пережитый ужас заставляет писателя окончательно пересмотреть свои политические взгляды. «Лик революции, явленный в Московском вооруженном восстании, искусственно созданном большевиками безумстве, охладил мои чувства, вскормленные наследственным боготворением Великой Французской революции. Я впервые явственно ощутил таившуюся в новой идеологии разрушительную силу, грозившую моей Родине, моему Отечеству и государству если не гибелью, то огромными бедствиями», - вспоминал Чириков. По его словам, события 1905-1907 гг. окончательно освободили его «из когтей всяких революционных идеологий».

Писатель становится неугоден левой интеллигенции, правые также смотрят на него с ненавистью. Черносотенцы даже совершают на Чирикова покушение, к счастью, оказавшее неудачным. В 1906 году он вынужден бежать в Финляндию. В Куоккале его приютила семья Анненских – давних нижегородских друзей. Вскоре вся семья перебралась на дачу вблизи Пенат – усадьбы художника Репина. Чириков часто бывает у Ильи Ефимовича. Их сближают общие черты характера – жизнелюбие, добродушие и юмор. Переписку они продолжают даже после Октябрьской революции.

С 1907 по 1917 год Чириков живет в Санкт-Петербурге. Это были годы наивысшего расцвета его таланта и всемирного признания писателя. Его пьеса «Евреи» идет в театрах Берлина, Лондона и Нью-Йорка (справедливости ради отмечу, что премьера ее состоялась в Нижегородском драмтеатре). Произведения Чирикова переводятся на немецкий, английский и французский языки. В 1908 году Чириков вместе с Куприным, Буниным, Андреевым уходит из издательства «Знание» из-за политических расхождений с Максимом Горьким.

В 1912 году Чириков вновь посещает нижегородские земли – на этот раз он совершает паломничество на озеро Светлояр. Под впечатлением легенды о невидимом граде Китеже он пишет сказку-мистерию «Красота ненаглядная». По словам писателя, она стала иллюстрацией к вопросу о народной душе, волновавшему Евгения Николаевича на протяжении всей жизни. Гибели человеческой души, в конечном итоге, посвящено одно из самых известных произведений Чирикова – роман «Зверь из бездны», написанный в 1922 году под впечатлением от зверств Октябрьской революции и гражданской войны. За эту книгу его критиковали как красные, так и белые. Писатель очень переживал, что его не поняли ни те, ни другие.

После прихода к власти большевиков Евгению Николаевичу, как и многим другим русским писателям (Куприну, Бунину, Шмелёву и др.), пришлось эмигрировать. Но произошло это не сразу. О том, чтобы Чириков бежал из страны, просил его Владимир Ленин: «Евгений Николаевич, уезжайте, – писал вождь пролетариата, – уважаю ваш талант, но вы мне мешаете. Я вынужден вас арестовать, если вы не уедете». Возможно именно это письмо толкнуло писателя в стан белых. В 1919 году Чириков работает в ОСВАГе – информационно-пропагандистском органе белой армии генерала Деникина. В это время он издает ряд брошюр: «Народ и революция», «Вера в Бога и вера в социализм», «О природе человека», в которых развенчивает теорию и практику большевизма, об опасностях которого предупреждал ранее.

Чириков покинул Россию в конце 1920 года. Сначала он жил в Константинополе, затем в Софии, и лишь в 1921 году писатель обосновался в Праге. В конце 1922 года здесь собралась вся большая семья Чириковых. В Чехословакии Евгений Николаевич активно пишет, занимается общественной деятельностью. Он был постоянным членом правления «Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике». В Праге Чириковы близко общаются с Мариной Цветаевой, Василием Немировичем-Данченко, семьей Леонида Андреева. Евгений Николаевич ведет переписку с Буниным, Куприным и другими писателями.

Отдельно хотелось бы остановиться на поздних взаимоотношениях Чирикова с Горьким. Пути двух писателей разошлись кардинально. Если Горький стал главным пролетарским писателем всех времен, то Чириков оказался в противоборствующем лагере. Да, они многие годы дружили, но дружбе пришел конец. Евгений Николаевич не мог простить Горькому его большевистских взглядов. Чириков был уверен, что его бывший друг сыграл огромную роль в разрушении их Родины. Месту Максима Горького в тех трагических событиях посвящена брошюра Чирикова «Смердяков русской революции».

Произведения Чирикова переводились на многие европейские языки. Но просочиться сквозь «железный занавес» большевиков им так и не удалось. Сейчас русскому читателю приходится открывать творчество писателя заново.

Чириков очень любил Нижний, но память о нем здесь почти не сохранилась: его именем не названы улицы, нет даже постоянно действующего музея, посвященного знаменитому писателю. Правда в школе №19 с 2011 по 2016 год существовал литературно-мемориальный музей Евгения Николаевича Чирикова, однако теперь ему приходится искать новый дом. В Нижнем Новгороде живут внучка и правнук писателя – Валентина Георгиевна и Михаил Александрович Чириковы. Музей продолжает существовать благодаря их усилиям – сейчас его экспозиция, включающая многие личные вещи Чирикова, временно располагается в историко-краеведческом музее города Кстово, но дальнейшая судьба музея остается туманной...

Завершить хочу строками о нашем городе, которые можно найти в одном из произведений Чирикова: «Потом, когда пароход двинулся от пристани, долго любовались вместе панорамой уплывающего города Нижнего... Геннадий Николаевич смотрел на исчезающий в голубоватой дымке Нижний, а в душе шевелилась грусть... И потом, когда город растворился в голубых туманах, грусть не растворялась, не уходила. От зеленых берегов, от сел с белыми церковками и синими куполами, от песчаных отмелей, от сверкавших на солнце белян и от ползущих плотов невидимо отделялась та же грусть и садилась на душу... Все такое близкое, такое желанное, такое родное, а от всего струит не радостью, а сожалением, грустью, тоской, разлукой, невозвратимостью».

"