Posted 20 апреля 2018,, 10:49

Published 20 апреля 2018,, 10:49

Modified 3 ноября 2022,, 17:44

Updated 3 ноября 2022,, 17:44

Эксперт: в России хотят легализовать сбор открытых данных из соцсетей

20 апреля 2018, 10:49
Роскомнадзор заинтересовался утечкой и последующей продажей компанией Cambridge Analytica данных пользователей Facebook. Ситуацию прокомментировал директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.

Эта ситуация – не единичный случай: личная информация пользователей Facebook, Instagram, Twitter, Avito, HeadHunter и других сетей открыто собирается с помощью парсеров — специальных автоматизированных систем, которые агрегируют всевозможные данные о человеке.

Как сообщает издание Rns.online, такие автоматизированные системы находят пользователя в социальных сетях, в сервисах поиска работы и на многих других сайтах, после чего все обнаруженные аккаунты одного и того же человека объединяются. Как поясняет Владимир Зыков, директор ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, после этого полученные данные анализируются и позволяют узнать о человеке очень многое. Например, кем он работал, где учился, с кем дружил, был ли он в тюрьме, какая у него машина, попадал ли он в ДТП, как часто путешествует и прочее.

Система также хорошо определяет информацию по фотографиям в социальных сетях: можно узнать, где человек был, даже если на фотографии запечатлена не очень известная достопримечательность. Также анализируется большое количество факторов, например друзья, лайки и тональность понравившихся постов.

С помощью собранных данных можно определить психотип человека, на основе чего предлагается релевантная реклама услуг и товаров. Однако бывают и негативные примеры: данные продаются финансовым и микрозаймовым организациям или коллекторским агентствам. Если правильно пользоваться полученной информацией, можно вычислять конкретную группу пользователей и, с помощью таргетированной информации, манипулировать их поведением.

По словам эксперта, в России подобным занимается компания Double Data, которая поставляла скачанные из открытых источников данные в Национальное бюро кредитных историй и нескольким банкам. Компания стала широко известна после судебного процесса с ВКонтакте – тогда суд встал на сторону соцсети и запретил сбор данных, однако это не мешает компании продолжать обрабатывать другие источники.

Также существует сервис «Родительская опека». Они оповещают родителей о том, какие изменения происходят в жизни ребенка в социальной сети. Если он вступает в экстремистские группы, добавляет в друзья подозрительного человека, начинает интересоваться сексом или задумывается о смерти – эту информацию оперативно предоставят родителям.

По словам Зыкова, в настоящее время в фонде Сколково в Центре компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики готовится законопроект, регулирующий сбор данных пользователей, которые они сами выложили в публичный доступ. Один из разработчиков законопроекта – компания Double Data, которая этим законопроектом хочет легализовать сбор и обработку данных и социальных сетей.

"