Posted 20 января 2018,, 09:00

Published 20 января 2018,, 09:00

Modified 3 ноября 2022,, 17:12

Updated 3 ноября 2022,, 17:12

Нижегородский оперный театр: богатая история и закулисье, покрытое мраком

20 января 2018, 09:00
Проезжая по ул. Белинского, каждый так или иначе обращал внимание на здание кремового цвета с высокими белыми колоннами. Это театр оперы и балета имени Александра Пушкина. NewsNN расскажет, кто стоял на сцене этого театра и что кроется за ее кулисами.

12 января мы обратились к руководителю литературно-драматургической части Елене Третьяковой с просьбой организовать экскурсию по зданию. Она согласилась, но попросила прислать письменный запрос, чтобы согласовать с директором. Запрос был отправлен, после чего корреспонденту сообщили, что экскурсия состоится, но руководитель театра запретила входить за кулисы из-за непрезентабельного вида помещений.

Морозное утро. Мы находимся у здания театра. Перед высокими белыми колоннами, охраняющими главный вход, установлен бюст великого русского писателя и поэта Александра Пушкина.

Большие темно-коричневые двери ведут нас в фойе. Напротив входа стоит золотая арфа. Зал, в котором мы попадаем, оформлен в бело-розовых тонах. И здесь белые колонны: их четыре. Слева – небольшая очередь за билетами на спектакли. Тишина. Свет у входа в гардероб выключен.

До 1935 года в этом здании находился народный дом (большевики так называли дома культуры). Идея постройки этого дома принадлежит великому писателю Максиму Горькому и великому оперному певцу Федору Шаляпину. Открытие состоялось в 1903 году. В 1905 году там располагались Нижегородский комитет РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), штаб дружины и лаборатория по изготовлению бомб.

Оперный театр в этом здании появился после реконструкции и реставрации. Днем рождения театра им. Пушкина считается 29 октября 1935 года, когда на сцене была представлена премьерная опера «Князь Игорь».

Фойе, в котором мы находимся, - это пристрой. В народном доме вход был там, где сейчас установлена арфа. Двери, находящиеся по двум сторонам и ведут к гардеробу. Поднимаемся на второй этаж. Слышим репетицию оркестра.

Слева находится еще одно большое фойе, обставленное диванами. В правом углу у окна стоит черный рояль. Здесь периодически проходят музыкальные салоны: ставятся кушетки для зрителей, рояль выдвигается в центр зала. Такие камерные мероприятия, пользуются у нижегородцев популярностью. Недавно здесь проходил сольный концерт заслуженной артистки РФ Елены Шевченко.

Длинные коридоры огибают сердце театра – зрительный зал. Заходим внутрь. Вид удивительный. На потолке висят три люстры – подарок первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Они сохранились в первозданном виде. Раньше, до основания оперного театра, зрительный зал выглядел не так: стены были просто выкрашены краской, оркестровой ямы не было. Даже занавес появился не сразу.

Мы видим репетицию спектакля «Алеко», поставленного по поэме Пушкина «Цыганы». Дирижер просит артистов на сцене исполнять партию громче. В зрительном зале сидят руководители и постановщики. Идет рабочий процесс.

Здесь, на сцене выступали многие знаменитости: народный артист СССР Борис Штокалов, балерины Майя Плисецкая и Галина Уланова, оперные певцы Иван Козловский и Сергей Лемешев. Свои первые творческие шаги здесь делал Борис Покровский, который долгое время занимал пост главного режиссера Большого театра. А первым, кто вышел на эту сцену в 1903 году, был Шаляпин.

Нижний Новгород сыграл большую роль в судьбе Шаляпина. Певец внес огромный вклад в музыкальную культуру города. Летом 1896 года он выступил на нижегородской сцене 35 раз. Летом 1901 года, когда Шаляпин приезжал в Нижний Новгород в третий раз, он участвовал в спектакле «Иван Сусанин». После окончания предпоследней картины оперы, в артистическую уборную певца вошел Алексей Максимович Горький. Между ними завязался разговор. Это стало началом сильной и многолетней дружбы.

Кроме этого, в Нижнем Новгороде началась история любви молодого певца и итальянской балерины Иолы Торнаги. Оба они впервые прибыли в город на слиянии Оки и Волги в мае 1896 года, чтобы принять участие в оперных

спектаклях. Между балериной и певцом завязался роман. 27 июля 1898 года они обвенчались в деревенской церковке села Гагино в ярославском имении Мамонтова. Супруги прожили вместе 7 лет.

Мы возвращаемся в фойе. Справа от рояля находится кабинет директора театра. Заходим, чтобы поговорить с Анной Ермаковой. Она сидит на стуле рядом с окном, а не в кресле руководителя. Пару дней назад Ермакова ушла в отставку. «Я уже освободила свое место. Сегодня здесь разместится новый директор», - говорит бывшая хозяйка кабинета. По ее словам, сейчас театр оперы и балета – это органичное единство классического и современного репертуара. «Многие известные личности считают за честь приехать и спеть в нашем репертуаре. Но мы всегда вели и будем вести жесткий отбор тех, кто может принять участие в спектаклях», - рассказывает Ермакова. Говоря о трудностях, экс-директор театра вспоминает годы перестройки, когда приходилось думать о том, как кормить труппу.

«Это была цель - провести наш творческий корабль по волнам проблем и не потопить его. Мы справились».

Выходим из кабинета и продолжаем путешествие по зданию. Менеджер по рекламе Татьяна Майорова ведет нас на третий этаж, который хранит всю историю театра. Она на стенах и стендах под зеркалами. За все годы здесь не было ни одного ЧП. Оперный театр пережил Великую Отечественную войну. 31 мая 1941 года труппа открывала летние гастроли в Иванове. Там их и застала война. А юбилейный, десятый, сезон совпал с годом победы советской армии над нацисткой Германией.

Возвращаемся на второй этаж. Нашим присутствием интересуется мужчина. Майорова говорит, что нам повезло встретиться с главным художником театра Евгением Спекторовым. Когда он узнал, что мы журналисты, то сразу предложил показать создания декораций для нового спектакля. Ответственность Спекторов пообещал взять на себя, так как мастерские – часть закулисья, куда нам запрещено проходить. Но не успели мы дойти до кабинета главного художника, как ему позвонили и запретили проводить посторонних в «святая святых».

Именно на этом экскурсия закончилась. Ни гримерок, ни рабочих кабинетов, ни других закулисных помещений мы так и не увидели. Выходим на улицу с чувством восхищения и огорчения одновременно. NewsNN выражает надежду, что когда-нибудь нижегородцы смогут увидеть, что скрывают недра детища Горького и Шаляпина.

"