Posted 17 декабря 2016, 06:00
Published 17 декабря 2016, 06:00
Modified 12 ноября 2022, 14:00
Updated 12 ноября 2022, 14:00
Именно здесь, в пригороде Нижнего Новгорода, 115 лет назад возникла колония для душевнобольных — современная областная психоневрологическая больница № 1 им. П. П. Кащенко. Идея формирования колонии возникла еще в начале 90-х годов XIX века, поскольку городская психиатрическая лечебница уже не могла вместить всех нуждающихся в помощи. Для этой цели купцом Иваном Михайловичем Рукавишниковым была выкуплена часть усадьбы известного нижегородского писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского.
История ляховской колонии для душевнобольных тесно связана с именем выдающегося русского врача-психиатра и революционера Петра Петровича Кащенко. В Нижнем Новгороде он проявил себя как отличный организатор психиатрического дела.
Справка: Кащенко Пётр Петрович (1859-1920) — выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в городе Ейске в семье военного врача. После окончания Кубанской войсковой гимназии в 1876 году поступил на медицинский факультет Московского университета, откуда в 1881 году за два месяца до окончания учебы был отчислен за революционную деятельность и отправлен в ссылку в Ставропольскую губернию. В 1884 году он добился разрешения сдать выпускные экзамены на звание врача в Казанском университете, который окончил в 1885 году. Практику по психиатрии Кащенко начал в Казанской окружной психиатрической больнице. В 1889 году он был приглашен в Нижний Новгород на должность главного врача земской психиатрической больницы, где проработал до 1904 года. Успехи, которых достиг Кащенко в Нижегородском земстве, обратили на себя внимание Московской городской управы, которая осенью 1904 года единогласно избрала его на должность директора и главного врача крупнейшей московской психиатрической больницы им. Н. А. Алексеева на Канатчиковой даче. Во время революционных событий 1905 года в этой психиатрической клинике был организован медицинский пункт для раненых рабочих. Здесь Пётр Петрович проработал до 1907 года, когда его назначили организовывать новую психиатрическую больницу в селе Сиворицах Петербургской губернии, которую возглавлял до 1918 года. После установления советской власти Кащенко стал первым заведующим отделом невропсихиатрической помощи Народного комиссариата здравоохранения. 19 февраля 1920 года врач скончался после операции на желудке в одной из хирургических клиник Москвы.
Строительство больницы началось осенью 1899 года, и уже в марте 1901 года Ляховская колония приняла первую партию душевнобольных. Возведение второй очереди больничного комплекса продолжалось до 1908 года под руководством знаменитого нижегородского архитектора Павла Малиновского. При планировке территории за образец было взято устройство провинциальной больницы для душевнобольных «Альт-Шербитц», располагавшейся близ Лейпцига (Германия).
Конечно, не все исторические постройки комплекса сохранились до наших дней. Некоторые из них пребывают в плачевном состоянии.
Например, водонапорная башня перестала использоваться еще до Второй Мировой войны, а расположенное неподалеку от нее здание лечебного отделения было заброшено во времена Перестройки. Первоначально планировалось, что к нему будет пристроено семиэтажное здание с двумя цокольными этажами, однако этому проекту не суждено было стать реальностью.
На помощь от государства здесь не особо надеются, как, впрочем, не ждут и пожертвований от благотворителей. Дело в том, что в современном обществе существует такой предрассудок, что тот, кто жертвует деньги психбольницам, сам страдает от неявных душевных болезней либо больны его близкие. Естественно, никому из бизнесменов такая слава не нужна. Заметим, что у наших предков таких предрассудков не было, и знаменитые купцы Рукавишниковы и Бугровы охотно давали крупные суммы на благоустройство колонии.
Архитектурный комплекс колонии в Ляхово практически полностью сохранил свой облик начала ХХ века. Он представляет собой уникальный пример воплощения в жизнь замысла архитектора Малиновского, является плодом напряженной Кащенко и нуждается в государственной охране как памятник истории и архитектуры.
Но в 2011 году архитектурный комплекс больницы был исключен из реестра объектов культурного наследия, однако администрация медучреждения старается и в этом найти положительные стороны, ведь теперь значительно проще будет провести капремонт исторических зданий и реконструировать павильоны для больных.
«Изюминкой» комплекса является центральное машинное здание, в котором ныне располагается физико-терапевтическое отделение. Когда-то в его башнях располагались резервуары с водой, сейчас там пусто. Мазутная котельная также затихла — несколько лет назад на смену ей пришла современная газовая установка.
Часть лечебных корпусов дошли до наших дней в первозданном виде, два из них были надстроены в 30-е годы XX века.
Даже спустя 115 лет колония поражает своей масштабностью. При ее проектировании Кащенко использовал передовой европейский опыт. Согласно архитектурному замыслу, все больничные строения представляли собой единый комплекс, отвечавший требованиям гуманного обслуживания и лечения душевнобольных. Традиции, заложенные Петром Петровичем, были продолжены и в советский период. В 30-е годы здесь появляется детский сад для детей сотрудников больницы и даже акушерский пункт, сохранившийся, кстати, до наших дней.
Кстати, старинный больничный парк, заложенный в начале XX столетия, является региональным памятником природы. Поэтому администрация больницы не имеет права самостоятельно пилить старые деревья. В целом парк производит благоприятное впечатление: величественный облик вековых сосен, старых лип, берёз, елей, лиственниц, кленов действует успокаивающе. Здесь любят прогуливаться не только пациенты больницы, но и местные жители. Правда в сумерках и ночью парк производит довольно мрачное впечатление — этому способствуют старинные здания колонии. Поэтому мы не рекомендуем особо впечатлительным гражданам посещать территорию больницы в темное время суток.
Поскольку сам Кащенко был приверженцем марксистских идей, то в колонии нередко находили убежище гонимые властями революционеры. Многие из них работали в больнице врачами.
Кстати, под больничной территорией пролегает коллектор, в котором революционеры скрывались от преследования царской полиции. Под землёй можно было добраться из Ляхово к берегу Оки. Коллектор существует и ныне, правда все входы в него замурованы, поскольку заброшенные подземные ходы за эти годы сильно обветшали и находиться внутри них — опасно.
Сейчас в психоневрологической больнице № 1 одновременно проходят лечение более 1000 пациентов. При этом она остается ведущим учреждением психиатрического профиля в области. Здесь же находится единственное в регионе детское психиатрическое отделение на 60 коек. Сегодня тут трудятся более 600 сотрудников. Больница по-прежнему сильна вековыми традициями и своими трудовыми династиями.
Текст: Сергей Котовский, Фото: Кира Мишина.