Posted 16 декабря 2009,, 08:12

Published 16 декабря 2009,, 08:12

Modified 31 октября 2022,, 18:41

Updated 31 октября 2022,, 18:41

"Антикризисный" стало словом 2009 года в России

16 декабря 2009, 08:12
Среди победителей российского конкурса «Слово года» преобладают выражения и слова с негативным значением.

«Антикризисный», «зомбоящик», «медвепутия» – таков портрет 2009 года по результатам акции «Слово года». «Выражением года» стали: «вторая волна кризиса», «крепкое кофе», «голодообразующее предприятие».

Слова-символы 2009 года определены народным голосованием, которое проходило в Интернете при поддержке Центра развития русского языка, РОЦИТ, «Новой газеты» и «Комсомольской правды».

Кроме того, названы слова-победители в номинации «Словотворчество»: «нехоть» – состояние, когда ничего не хочется; «брехлама» – реклама, которая брехня и хлам; «нанА-технологии» – предвыборные подачки. В рубрике «Словосеть» (слова про Интернет) победили гуглик, френдеж, вампьютер.

Как отметил профессор ГУ-ВШЭ, один из организаторов проекта Александр Долгин, «Слово года» – это проекция умонастроений людей, своего рода индикатор экзистенциального пульса общества. Возможно это не столь четкий критерий, как валовой национальный доход или индекс человеческого развития, но слова тоже представляют собой полезный контрольный список.

«Первое, что обращает на себя внимание – преобладание слов со знаком минус. Если в номинации «Слово года» сгруппировать слова-полуфиналисты по принципу позитивной и негативной окрашенности, то получится 33 против 5», - подчеркнул эксперт.

В «Выражении года» в полуфинал вообще не вышло ни одной положительной по смыслу фразы, сплошь: «голодообразующее предприятие», «дезавуировать народ», «борьба с коррупцией», «вторая волна кризиса». Кризисная тематика занимает чрезвычайно много места по сравнению с Европой и США – 7 слов из 20, если судить по финалу номинаций «Слово года» и «Выражение года», т.е. порядка 30 %. На Западе кризисные слова тоже проскальзывают, но их считанные единицы. Например, в США это zombie bank – банк, живущий за счет поддержки государства, в Германии verzockt – «профукать» (употребляется в сообщениях о рискованных банковских сделках) и Rettungsschirm – «стабфонд». Выражением-2009 названа «вторая волна кризиса», на третье место вышло «голодообразующее предприятие» (каламбур Антона Ореха в «Коммерсанте»).

«То, что в народном голосовании победило слово «антикризисный» означает, что массовое сознание, уповая на «антикризисное», все еще остается в плену психологии кризиса», – добавляет филолог, философ, руководитель Центра творческого развития русского языка, куратор акции «Слово года» Михаил Эпштейн.

Параллельно с народным голосованием слова и выражения 2009 года выбрало профессиональное жюри. Здесь набор слов иной: лидером стала «перезагрузка», второе место – дуумвират + тандем, третье – ЕГЭ. Выражением года названо «дезавуировать народ», далее идут «новые бедные» и «свиной грипп».

Номинация «Словотворчество» ориентирована на целенаправленную работу над русским языком. «В свое время словотворчеством занимались Ломоносов, Карамзин; Владимир Даль, сочинивший десятки тысяч русских слов и выдавший их за уже существующие в своем словаре; Велимир Хлебников, Андрей Белый, Игорь Северянин, Владимир Маяковский», – напоминает Михаил Эпштейн. Тот факт, что второе место в «Выражении года» заняло «крепкое кофе» – чисто лингвистическое новшество – указывает на то, сколь важен язык для саморефлексии общества, для осмысления себя с помощью слов. Симптоматично, что в номинации «Словотворчество» победителем стало слово «нехоть» (состояние, когда ничего не хочется).

«Долю позитива в российскую лингвистическую картину мира внесла номинация «Словосеть», в которой собраны новые слова про Интернет. Здесь тоже встречаются «вампьЮтеры» и «виртомАны», но в полуфинале конструктивные месседжи преобладают в пропорции 22 к 8», – обращает внимание Алексндр Долгин. В этом вопросе российские и западные тенденции противоположны. Например, в США победило слово «unfriend» (расфрендить, исключить из друзей), а у нас лидирует «френдеж» (наращивание числа друзей в соцсетях). У американцев уже наступила стадия критического отношения к социальным сетям, в России она еще впереди. Поэтому закономерно, что в ТОПы поднялось такое слово, как «ничность» (виртуальная, зазеркальная личность), в которой одновременно слышится и ник, и ничто.

В экспертный совет вошли: писатели и поэты – Марина Вишневецкая, Светлана Кекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк, Татьяна Щербина; филологи и лингвисты – Ольга Глазунова, Людмила Зубова, Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева; философы, культурологи – Григорий Тульчинский, Михаил Эпштейн (председатель совета).

Справка:

Слово 2009 года.

Народное голосование: антикризисный – 29,4%; зомбоящик – 27,2%; медвепутия – 26,4%

Профессиональное жюри: перезагрузка; ЕГЭ; дуумвират + тандем; жаргонизмы года - зомбоящик, объЕГЭрить, фуфломицин.

Выражение 2009 года.

Народное голосование: вторая волна кризиса – 24,4%; крепкое кофе – 21,9%; голодообразующее предприятие – 19,8%.

Профессиональное жюри: дезавуировать народ, новые бедные, свиной грипп

Словотворчество – неологизмы-2009.

Народное голосование: нЕхоть – состояние, когда ничего не хочется – 23,4%; брехлАма – реклама, которая одновременно брехня и хлам – 21,6%; нанА-технологии – предвыборные подачки – 21,3%

Профессиональное жюри: нанА-технологии, брехлАма, держАвничать – вести себя державно или великодержавно

Словосеть – слова про Интернет.

Народное голосование: гУглик – единица известности в интернете; новейшая информационная валюта – 30.01%; френдёж – механическое расширение списка друзей, «фрэндов» – 28,3%; вампьЮтер (от нем. vampire и англ. computer) – компьютер по отношению к человеку, впавшему в компьютерную зависимость – 17,3%.

Профессиональное жюри: гуглик, вампьютер, осетить – вывесить, опубликовать, издать в Сети; осетенЕть – срастись с Сетью, «запасть» на нее; осетенЕлый – наркотически зависимый от Сети

"