Posted 16 августа 2018,, 18:03

Published 16 августа 2018,, 18:03

Modified 3 ноября 2022,, 17:34

Updated 3 ноября 2022,, 17:34

О «Счастливом начале» распространили недостоверную информацию

16 августа 2018, 18:03
Благотворительный фонд «Счастливое начало» появился в Муроме в 2015 году, через год — в Нижнем. Тогда его руководитель, занимавшийся прежде рекламным бизнесом, решил, что искреннего желания помочь людям и 150 тысяч рублей первоначального капитала хватит, чтобы успешно вести добровольческую работу.

На деле все оказалось сложнее.

Сергей Овчинников, учредитель «Счастливого начала», подошел к делу ответственно. Он создал сайт, закупил стойки, где будут собираться пожертвования, арендовал офис, нашел волонтеров. Люди стали обращаться за помощью, некоторые — жертвовать деньги.

Первые шаги в Муроме были вполне успешными. Как рассказывает учредитель, они успели купить нуждающейся семье ноутбук, отправить еще одну семью на лечение в Евпаторию, помочь детскому дому и дому малютки. Но работа фонда полностью зависит от пожертвований, которых в какой-то момент стало меньше. И это классическая история.

В 2015 году в «Счастливое начало» обратилась Евгения Пичугина – мама больной ДЦП девочки. Семье требовалась помощь в приобретении инвалидной коляски. Необходимо было собрать около 134 тысяч рублей. Фонд раздал волонтерам ящики для пожертвований, и они отправились на точки в торговые центры. Собирали тогда деньги для шестерых нуждающихся — в том числе и для Пичугиной.

За несколько месяцев удалось собрать 32 тысячи рублей. Денег для оказания помощи Пичугиным было недостаточно. Руководство фонда решило распределить сумму между другими двумя детьми.

Такого решения Пичугина не ожидала. Уже в 2016 году, когда фонд переехал в Нижний Новгород, женщина решила еще раз потребовать деньги, которые собирались на коляску для ее дочери. Руководство «Счастливого начала» прислало ответ, в котором объяснило возникшее недопонимание:

Но история не закончилась на этом. На «Счастливое начало» написали заявление в полицию. Прокуратура занялась этим делом, но никакого конкретного решения вынесено не было.

Проработав чуть больше года, фонд решил прекратить деятельность. Сейчас сайт не работает, сборы не ведутся. Фактически организация закрыта. Но в соцсетях многие продолжают обвинять «Счастливое начало» в мошенничестве и присвоении денег. Что за этим стоит? Вероятно, простая неграмотность.

В России добровольчеством может заниматься как частное лицо, так и индивидуальный предприниматель, и юридическое лицо. То есть, учреждать именно благотворительную организацию не обязательно.

Создатель «Счастливого начала» хотел действовать максимально прозрачно. И организация была зарегистрирована именно как благотворительный фонд — а это накладывает по закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определенные ограничения на деятельность.

Большая честь средств, на которые может существовать фонд, — это добровольные пожертвования людей. В основном деньги поступают просто на счет фонда, но если пожертвования необходимы для конкретного человека, устраивают и адресные сборы. Иногда счастливчикам удается найти спонсора. Иногда — договориться о проведении благотворительного вечера, аукциона, концерта.

В любом случае, зарабатывать самостоятельно организация не может. Если, например, благотворители решат открыть какую-либо мастерскую, чтобы продавать сделанное своими руками, придется регистрировать отдельное юрлицо. Оно и будет полученную после уплаты налогов и зарплат прибыль переводить в качестве пожертвования фонду.

Вся сумма, полученная от пожертвований, не может полностью уходить нуждающимся. Руководство должно выдать зарплату административному персоналу — бухгалтерам, юристам. На это по закону организация не может тратить больше 20% от собранных денег.

Кроме того, нужно закупить для волонтеров форму, обеспечить их транспортом до точки, едой, водой и другим необходимым. По закону добровольцы также имеют право на вознаграждение — соответственно, «Счастливое начало» какую-то сумму денег направляло и им.

Точки, на которых волонтеры собирают пожертвования, фонд должен брать в аренду. В среднем на это «Счастливое начало», говорит руководитель, тратило 5 тысяч рублей в месяц. Сюда же входят и прочие расходы на ведение деятельности — покупку бумаги, печать объявлений и т.д. В среднем благотворительный фонд тратит на хозяйственные расходы около 20% средств.

Получается, что от всех полученных пожертвований организация тратит на благотворительность около 60%. И если собирать получается все меньше денег, фонд должен выбирать: брать на поруку меньше подопечных, сокращать расходы или увольнять людей.

В конечном итоге для «Счастливого начала» наступил финал. Денег не стало совсем. Руководство приняло решение о закрытии. Однако и здесь очередная загвоздка — благотворительный фонд не может закрыться по собственной воле. Это должно произойти в судебном порядке. Но пока решения суда нет, юрлицо продолжает существовать.

Руководство фонда уже направило необходимые документы и закрыло сайт. Сбор средств не ведется. Теперь, говорит учредитель, он если и будет заниматься благотворительностью, то только как частное лицо.

"