Posted 16 марта 2009,, 14:03

Published 16 марта 2009,, 14:03

Modified 3 ноября 2022,, 14:37

Updated 3 ноября 2022,, 14:37

Проблемы "ракового корпуса" в Нижегородской области

16 марта 2009, 14:03
Вопрос о перспективах Нижегородского онкологического научного центра (НОНЦ), неожиданно возникнув на прошлой неделе, серьезно взбудоражил общественность. Сразу две пресс-конференции и десятки сообщений в региональных СМИ были посвящены этой теме. Избегая оценок позиций каждой из сторон, принявших участие в дискуссии, мы даем им равные возможности высказать свои точки зрения, предоставляя право оценить их позиции нашим читателям.

Поводом для дискуссии послужило сообщение о том, что Правительство Нижегородской области, принимая во внимание отказ РО ФСФР в регистрации отчета о дополнительной эмиссии акций ОАО «НОНЦ», решило забрать назад инвестированные в проект бюджетные средства в сумме 50 миллионов рублей. Несмотря на то, что областное Правительство заявляет, что из проекта не выходит, возможности реализации этого проекта серьезно меняются.

Излишне говорить, что сама тема выходит далеко за рамки региональных интересов. Проект НОНЦ, учитывая и статус включенных в него участников, и возможные эффекты, которые могли бы возникнуть от его реализации, относится к числу тех проектов, которые не просто влияют на уровень качества жизни в регионе, но оказывают серьезное влияние на имидж и репутацию региона. Сегодня возникла угроза ликвидации этого проекта. Высказались многие его участники, но определять, кто прав, кто виноват, пока еще рано. Дискуссия продолжается, она формирует общественное мнение, и, мы надеемся, это мнение будет учтено при окончательном решении, которое примет губернатор Валерий Шанцев.

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области

НОНЦ никто не закрывает, так как это серьезный, капиталоемкий проект

Проект «Нижегородского онкологического научного центра» никто не закрывает, так как это серьезный, капиталоемкий проект, чья капитализация составляет порядка 16 млрд. рублей. Ситуация такова: было принято решение увеличить уставной капитал ОАО «НОНЦ» на 199 млн. рублей. Для этой цели была проведена дополнительная эмиссия, и каждый акционер (физическое или юридическое лицо) должен был выкупить свое количество акций. Объем правительства Нижегородской области составил 53,4% акций, стоимостью 50 млн. рублей. Региональные власти свою обязанность выполнили, оплатив свои акции.

Противоположная сторона, в свою очередь, должна была внести стоимость зарегистрированного товарного знака и 6,5 млн. рублей наличных денег. Ни того, ни другого партнеры правительства по данному проекту не сделали. А незарегистрированный товарный знак не стоит ничего.

В итоге региональная служба не зарегистрировала проведенную дополнительную эмиссию ценных бумаг. По всем законам и бюджетному кодексу правительство Нижегородской области обязано вернуть эти 50 млн. рублей обратно в бюджет. Кроме того, было решено поменять генерального директора ОАО «НОНЦ», который не справился со своими должностными обязанностями. Однако после правильно проведенной регистрации товарного знака акционеры могут сделать повторную эмиссию на новых условия.

Наталья Шахова, д.м.н. лауреат Государственной премии

Вся отечественная онкологическая наука ориентируется на нижегородские имена

Необходимо начать с того, что Нижний Новгород является родиной отечественной онкологии. Академик Н.Н Блохин, чьим именем назван Российский Онкологический Научный Центр (РОНЦ) в Москве, был родом из Нижегородской области. Вся отечественная, а во многом и мировая онкологическая наука, ориентируется на нижегородские имена, и вместе с тем Нижний Новгород находится на одном из самых последних мест в стране (64 место), по уровню профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Разрабатывая этот проект, мы хотели качественно изменить систему лечебной помощи онкологическим больным. Обычное лечебное учреждение – диспансер - не в состоянии радикально повлиять на это. Мы планировали создать комплекс, в котором бы не просто лечились больные, но проводились серьезные научные исследования, разрабатывались и производились новые лекарственные препараты, которые бы применялись под наблюдением ученых-онкологов. Рядом со стационаром должен обязательно находиться исследовательский центр и лечебный технопарк. Идеи, технологии и разработки такие у нас есть, но необходимо было сделать один шаг для того, чтобы проект заработал. Хочу сказать, что похожая модель реализуется сегодня в Хабаровске. Там губернатор построил новый онкоцентр и пригласил РОНЦ им. Н.Блохина вести в нем исследовательскую работу. Приблизительно такие же проекты сегодня реализуются в Барнауле и Самаре, и только у нас, к сожалению, этот шаг не сделан.

За последние сто лет во всем мире удалось поднять планку 5-летнего срока выживаемости с 15% до 85%, и сделать это удалось только благодаря тому, что были созданы комплексы, объединяющие фундаментальную науку, лечебную практику и производство. Были созданы базы, где есть ранняя диагностика, есть научно-экспериментальное оборудование и серьезные научные кадры. Люди стали жить дольше. К сожалению, мы, обладая мощнейшим потенциалом в области онкологической науки и практики, лишаем своих людей возможности использовать этот потенциал для сохранения их жизни.

Александр Карцевский, министр здравоохранения Нижегородской области

Сама по себе идея НОНЦ не реализуемая. Нет ничего, есть только идеи

Сама по себе идея НОНЦ не реализуемая: нет поддержки со стороны федерации, не предоставлено никакого конкретного проекта. Никто из руководства НОНЦ толком не мог ни разу объяснить, какое количество земли необходимо под строительство центра и что на ней будет размещаться. Нет ничего, есть только идеи. Я думаю, что вся эта ситуация накалилась из-за того, что необходимо возвращать средства в областной бюджет, но никто не имеет возможности «рулить» этой ситуацией. Это проект без начала и без конца. Кроме того, согласно законодательству, онкологическая помощь не может оказываться на платной основе, как это планировалось делать в создаваемом центре. В любом случае, проект оказания онкологической помощи в регионе будет осуществляться. База для развития онкологической помощи в Нижегородской области сейчас разрабатывается, соответствующий проект внесен на рассмотрение в правительство региона. И премьер-министр РФ сказал, что финансироваться могут проекты четкие и конкретные. А что в НОНЦе четкого и конкретного?

Александр Сергеев, член-корреспондент РАН

Знаменосцем проекта по строительству НОНЦ должен стать губернатор Шанцев

НОНЦ - это комплексный проект. В центре его находится медицина. Вокруг — учреждения образования, науки, гостиница и пр. Надо сказать, что мы колесо не изобрели. Именно таким образом функционируют все онкологические центры за рубежом. Это очень важная принципиальная сторона проекта — его комплексность. Именно это нравится всем, в том числе инвесторам. Но центр можно построить только в складчину, то есть с помощью государственного частного партнерства. В медицине это понятие новое.

Второй важный момент — этот проект может быть реализован только первым лицом области. Знаменосцем его должен стать губернатор Валерий шанцев. Поддержка губернатора этого проекта была, и, надеюсь, она осталась.

В последнее время проект получил очень хороший дополнительный импульс. В ноябре 2008 года решился вопрос о получении земельного участка в районе Лунского озера. Участок очень сложный, но интересный и перспективный. Мы предложили рассмотреть еще один участок — рядом с городским онкологическим диспансером. Но проект оказался под угрозой закрытия. Два министерства он не устроил. Причем до начала марта текущего года министр госимущества и земельных ресурсов Александр Макаров одобрял этот проект. Однако спустя несколько дней появилось заявление в прессе, что проект никуда не годится. Нам интересно, что же произошло?

Есть объективная причина — кризис. Но, если ставится этот вопрос, как тогда быть с высокотехнологичными проектами? Возврат 50-ти млн. в областной бюджет — это знак, что, по мнению правительства области, сейчас не время для таких проектов. При этом, надо вспомнить, что за время существования проекта он смог привлечь извне средства в сумме 300 млн. рублей. Поэтому, на наш взгляд, экономический момент не является убедительным. Я думаю, что мы добьемся продолжения проекта и поддержки его у губернатора. Отказ от такого проекта — это сильный удар по репутации области. Этот проект был очевидным инструментом, который помогал привлекать деньги в регион.

Александр Макаров, министр госимущества и земельных ресурсов

Никто от идеи строительства НОНЦ не отказывается, но нужен конкретный проект

Прежнее руководство НОНЦ в течение года не могло реализовать допэмиссию акций общества, а в данный момент мы поставили того человека (Андрея Мельникова), который четко знает, как управлять финансовыми средствами. На сегодняшний день поставлена задача процедуру аннулирования эмиссии и возврата денежных средств в бюджет Нижегородской области довести до конца.

Мы говорим обо всем, что угодно, только не о конкретных шагах, которые должно делать руководство НОНЦ. В этой связи у меня создается впечатление спекуляции со здравым смыслом и областным правительством. Есть два акционерных общества, есть инвестиционное решение, и мы готовы к маю 2009 года предоставить земельный участок под строительство центра. Мы готовы участвовать в этом процессе и никто от идеи строительства НОНЦ не отказывается. Но руководство НОНЦ само затягивает процесс: к примеру, оно долго не подавало заявку в инвестсовет на предоставление земельного участка под строительство центра. Только в 2008 году правительство области настояло на участии руководства в инвестиционном совете для того, чтобы центру был предоставлен под строительство земельный участок. Сегодня настало время расставить все по своим местам: область из проекта не уходит. Но для строительства центра нужен конкретный проект, который пока руководством НОНЦ правительству не предоставлен.

Сергей Иванушкин, директор ЗАО «НОНЦ»

Я уверен, что губернатору Нижегородской области донесли неверную информацию

Я в недоумении по поводу действий правительства Нижегородской области. Если правительство не участвует в проекте строительства НОНЦ, ни один инвестор в этот проект не войдет и федеральные деньги мы не получим. Нам нужна поддержка первого лица. Но в правительстве не понимают, как можно связать медицину с наукой и образованием. Так ведь бороться с раком можно только объединив науку, медицину и образование! В правительстве говорят, что онкологическая помощь должна быть государственной. Но никто из нас не говорил, что клиника будет частная. Биомедицинский технопарк может быть частным, диагностический центр может быть частным, но не клиника. Что сюда только не приписывали. Говорили, что мы жильем собираемся заниматься в рамках этого проекта. Мы хотим построить только гостиницу. Но трехзвездочная гостиница нужна, чтобы сюда могли приезжать больные из других регионов и размещаться в ней. Я уверен, что губернатору донесли неверную информацию. Когда губернатор разберется в этой ситуации, я бы на его месте своим подчиненным настучал по голове.

"