Posted 14 декабря 2009,, 06:12

Published 14 декабря 2009,, 06:12

Modified 12 ноября 2022,, 15:40

Updated 12 ноября 2022,, 15:40

Энергобезопасность как часть национальной безопасности

14 декабря 2009, 06:12
{intro}Проблема энергоэфективности сегодня обладает особой актуальностью. Первым обратил на нее внимание Президент Дмитрий Медведев. В ноябре Госдума приняла закон «Об энергоэффективности», а в Правительстве России была разработана соответствующая программа. Следуя федеральной повестке дня, ЦСКП в ПФО совместно с филиалом «Нижновэнерго» МРСК «Центра и Приволжья» провели круглый стол, темой которого стала проблема энергобезопасности. Участниками встречи стали представители органов власти, депутаты, предприниматели, эксперты и энергетики. Состоявшийся диалог обнаружил ряд серьезных проблем, но содержал и ряд конструктивных предложений. Мы благодарим участников за содержательный и откровенный разговор и приводим мнения некоторых из них, показавшиеся нам наиболее интересными.{/intro}

Сергей Ананьев, зам. директора филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Поволжья»

"В области настойчиво предлагают использовать схему непосредственного домоуправления. Я считаю, что это - грубая ошибка правительства".

Я хотел бы на следующие проблемы обратить внимание. Первая проблема – это бездоговорное потребление. На сегодняшний день в области зарегистрировано 1476 бездоговорных потребителей. Это такие потребители, как: 10 многоквартирных жилых домов, детсады и школы – 87 объектов, больницы, магазины, минимаркеты, киоски – 448 объектов, церкви, монастыри – 2 объекта, есть квартиры, объекты тепло- и водоснабжения и прочие здания, в том числе и администрации – 358 объектов. Это область в целом. Это 60 млн.кВт час в год и это почти 200 млн. руб. недополученных средств.

Эта величина достигала боле 2000 объектов. Помогло обращение в город, в результате вмешательства администрации Нижнего Новгорода 40 объектов сократилось.

Проблема в том, что сегодня выгоднее платить по бездоговорным актам. Это документ, который прописан в постановлении №530 Правительства РФ, по которому мы должны составить акт при выявлении такого случая и отключить этого потребителя. Но мы социально ориентированная компания. Мы не прибегаем к отключениям, но им очень удобно платить по актам: никаких авансов делать не надо - сколько потребили, столько и заплатили. Им это проще, и мы за ними ходим.

И в итоге получается, что те деньги, которые они заплатили, мы не можем использовать на реконструкцию, на строительство новых объектов, а когда мы их отключаем, то тут же - реакция: «Вы нарушаете наши права, мы в конституционной стране живем» и жалобы в прокуратуру. Все наши попытки обратить внимание на то, что надо узаконить подключения, к сожалению, ни к чему не приводят.

Вторая проблема тоже очень злободневна. Расчет за потребленную электроэнергию многоквартирных домов сегодня не соответствует требованиям законодательства. Это постановления №307 и №530. Где сетевая организация снабжает жилой дом до границ своих сетей, а все, что находится в самом доме, – это уже коммунальные сети, и этим должен заниматься исполнитель коммунальных услуг. Однако сегодня мы наталкиваемся на сопротивление администраций: они не хотят принимать на себя потери внутридомовых сетей. Их принимает сбытовая кампания, хотя по закону и не имеет на это права, и это превращается в наши потери, потому что мы с ДУКа не спросим, ДУК не заказал услугу электроснабжения до границ сетей. Он заказал до каждой квартиры. Тем самым нарушается баланс между постановлением №530 и постановлением №307 правительства. В итоге результат: по году мы не добираем потерь, то есть электроэнергии, которая должна оплачиваться, 300-400 млн. кВт час. Это как раз те деньги, которые возможно можно пустить на энергоэффективные устройства, которые бы сократили энергодефицит.

И еще одна больная тема. Сегодня в области почему-то стали очень настойчиво предлагать использовать схему непосредственного домоуправления. Я считаю, что это грубая ошибка правительства. Мы столкнулись с такой проблемой в Ваче. Там была очень серьезная коммунальная компания. Все дома обслуживались этой компанией. Вдруг администрацией было принято решение, и правительство это одобрило, что весь поселок, включая все многоквартирные дома, отдать в непосредственную форму управления.

Тут же, с этого дня, как только было принято решение, у нас полезли потери. Чтобы нам сбытовая компания заплатила за услугу, мы должны теперь подписать границы балансовой принадлежности с каждым домом, с каждым жильцом.

Нельзя такого допускать на мой взгляд. Мы просто проблему переваливаем на многострадальных жильцов. Хорошо, если дом новый. А если старый дом, ветхий? Тогда что? То у них водопровод, то стояк лопнул, то по газопроводу что-то произошло, то кабель вышел из строя, и они бегают и ищут, кто им это отремонтирует. Но это разве правильно? Тем самым наносится дважды ущерб: нам – ресурсоснабжающим организациям и жильцам этого дома.

Михаил Теодорович, руководитель Нижегородского УФАС

"Сегодня безопасность технологическая, противопожарная, должна быть частью системы национальной безопасности".

К счастью, не все так ужасно у нас, но и не так просто при этом. На какой-то встрече уже приводили цифры потерь. Они составляют 8% - это коммерческие потери, воровство (то есть 8% летом и 12% зимой), 4% всей электроэнергии воруется на цели отопления, и еще 8% воруется на цели бизнеса.

Есть места, где напряжение в сети, поселковой, например, - 170 В. И эти вещи нарастают. Понятно, что пожары ТП и проводов приносят меньше ущерба и уносят меньше жизней, чем пожары в клубах, но если ничего не делать, это все предстоит. Система просто развалится и немедленно на глазах деградирует. Это медицинский факт.

Я задаю вопрос, почему так, главе сельской администрации. Он говорит: «А чего я могу? Все так живут, норма воровства вошла в обиход.

Я думаю, что корневая проблема – это правовой нигилизм, отрицание обязательности правил. Никого не хочу критиковать, но статистика такова, что по нашим данным 40% правонарушений – это органы власти и управления – федеральные, субъектные, местные. При этом цифра растет. От 2007 года к 2008 году она выросла примерно на 10%.

Это означает, что органы власти, местного самоуправления стоят во главе колонны, которая идет поперек закона. Много фактов на эту тему есть. Я не хочу никого обижать, но у нас идет длительная война с ОАО «Нижегородский водоканал». Народ хочет платить по счетчикам. Это приносит семье из 4 человек примерно 400 рублей в месяц экономии. Деньги не маленькие. Если говорить о потреблении воды, то это примерно в 6 раз разница того, что тарифицируется, и того, что по факту происходит. ОАО «Нижегородский водоканал» не идет навстречу. Потому что на воде нормированной, но не тарифицированной по счетчику, ОАО «Нижегородский водоканал» по нашим оценкам, зарабатывает 500-800 млн. рублей. Но ведь это МУП. Хочется спросить о поле власти.

Я это к тому, что такие нигилистские практики органов власти распространяются на многое. У людей пропадает охота и ощущение смысла экономии. Ну, нет, и все. Этот бред существует в природе и продолжает раскручивать механизм нигилизма. Я думаю, что первые действия – это уменьшить количество бреда и безумия в этих отношениях. Хотя бы. Это легко. Это не требует затрат. Это требует здравого смысла, какого-то Министерства здравого смысла, учреждения или отдела здравого смысла при муниципалитете, и приведение его в действие.

Мы все говорим, что у нас в уборных лампочки горят, не угасают, как в храмах лампадки. Пока мы с этим ничего не делаем, здесь совершаются простые, ясные, конкретные действия, из которых народ понимает, что у власти-то разрухи в головах нет.

Далее о ДУКах. Власть понимает, что ДУК неэффективен, ДУК – это филькина грамота, ДУК – это некий контрацептив между законом и властью, который не работает. ДУК работает сборщиком денег, он больше никакой функции не выполняет. И пока ДУК не разогнали в том виде, в котором он есть, не смоделировали по-новому, не сделали это бизнесом, ничего не будет происходить.

С чего можно было бы начать – это со стандартов деятельности ДУКов. Почему бы эти стандарты не утвердить на областном уровне? Кто не дает? Антимонопольный орган точно не будет против. Почему бы не устроить соцсоревнование между ДУКами за экономию, за энергоэффективность? Почему бы им премии от мэра не давать, почему бы их не развешивать по городу как передовиков? Если Автозавод гордится своими ветеранами, своими династиями, почему нам не гордиться, хотя бы именами начальников ДУКов? Доброе слово и кошке приятно.

У меня два конкретных предложения. Есть законопослушный бизнес и субъекты, которые хотят упорядочить отношения. Они хотят, но не знают как. Нужно сделать стандартизованный пакет услуги по упорядочению отношений. Разработать его, ввести в оборот, изготовить брошюру и распространить. Народ законопослушный потянется.

Дальше стандартизация пакета действий и услуг по обеспечению экономии. Надо написать памятку, как это делать. Необходимо окно, куда могут обратиться люди, где их поддержат, объяснят и где будет технологическое сопровождение. Это не будет дорого стоить. И это уже даст некие результаты. Это создаст некий ком, к которому будут подтягиваться законопослушные граждане, которых все-таки катастрофическое большинство.

И самое последнее: тема внутридомового потребления не так проста. Мы знаем, что в первых этажах очень многих домов живет бизнес. Эти бизнесы сосут из внтуридомовых сетей. И так называемые внутридомовые потери - это часто воровство бизнесами. Какие-то кривые схемы, какое-то безучетное подключение. Я думаю, что можно включать институты участковых, они есть у нас, они ходят по домам, они работают. Их много, они ответственные, они патриотичны. И почему бы им не получать премию за энергосбережение?

Вот еще одно предложение: в Перми сгорел клуб, погибло много людей. Мне кажется – это первый звонок. Когда-то в России, в начале 90-х годов, разрабатывались стандарты по безопасности. Они так и не были введены. И мне кажется, что сегодня эта безопасность технологическая, противопожарная, должна быть частью системы национальной безопасности. Требования безопасности и право граждан на безопасность должно быть ограничителем, в том числе для экономических свобод. Право на жизнь выше, чем право на экономическую свободу. Пожары или здравый смысл положат этому какой-то предел, и я думаю, что если смотреть на вещи политически, если замкнуть контур социальный и экономический, то лучше проявить инициативу и этот момент, когда этот ограничитель начнет работать, сознательно приближать.

Еще я думаю, нужна какая-то целевая областная программа по энергосбережению и по безопасности тоже, по энергобезопасности. На это надо тратить управленческие усилия, как-то это надо бюджетировать, может быть, это будет лежать в тарифах, но мне кажется, при надлежащем пропагандистском обеспечении люди согласятся сколько-то заплатить за безопасность. Это разумно.

Александр Тимофеев, руководитель НРО партии «Единая Россия»

"Проблема в том, что у нас нет законодательства, стимулирующего внедрение энергоэффективных и энергобезопасных технологий".

В Послании Федеральному Собранию Президент России открыто и честно определил место российской экономики в мире. Он ее назвал архаичной, ресурсозависимой и энергозависимой. Четко было сказано о том, что времени осталось мало, иначе мы навсегда останемся на нынешнем «феодальном витке» и будем каким-то придатком супердержав.

Что касается энергоэффективности, можно привести только один пример: если все лампы в стране перевести с обычных дамп накаливания на энергосберегающие, то нам не надо строить 10 АЭС! Просто перевести лампы, и у нас будет высвобождено огромное количество энергии.

Вопрос энергоэффективности неразрывно связан с вопросами энергобезопасности. Все мы помним аварию в Москве на подстанции «Чагино», как люди в метро несколько часов сидели, как выходили в темноте. И, конечно же, это авария на Саяно-Шушенской ГЭС, где мы потеряли огромное количество энергии. Если мы сделаем наши генерирующие мощности безопасными, тогда у нас энергоэффективность будет высокой.

Проблему я вижу еще в том, что у нас нет законодательства, которое стимулирует внедрение энергоэффективных и энергобезопасных технологий. Над этим надо работать. В Госдуме, при 100% поддержке фракции «Единая Россия», был принят закон «Об энергоэффективности». Соответственно, у нас в ОЗС сейчас тоже рождается подобный закон, потому что это один из важнейших законов на данный момент. На фракции «Единая Россия» в ОЗС мы рассматривали этот вопрос и понимаем, что надо вводить новые законы по стимуляции внедрения энергоэффективных технологий.

Дмитрий Малухин, генеральный директор ОАО «Маяк»

"У меня ощущение, что Правительство не совсем понимает, что оно делает, определяя параметры формирования тарифов".

Несомненно, большой проблемой является вопрос обслуживания жилых домов самими жильцами. Когда жильцы управляют домом сами, это значит, что дом реально находится без обслуживания, это значит, что безопасность, в т.ч. жильцов, просто на нуле.

Что такое объект? Это потенциальный источник опасности. Все сети требуют постоянного контроля, технического обслуживания в разных видах – ежедневного, еженедельного, годового. А жильцы говорят: «Зачем нам, давайте не будем на это тратиться».

На самом деле к управлению должны быть допущены не все компании, а, например, 10 штук на город. И у жильцов должна быть обязанность заключить с ними договоры на обслуживание. Это определенная гарантия безопасности. Это проблема, и ее надо решать.

Мне бы хотелось коснуться другой части проблемы энергобезопасности. Например, формирования тарифов на теплоэнергию. Последнее письмо Набиуллиной, в соответствии с которым МРСК должно рассчитывать тариф. О чем оно гласит: что затраты на ремонт разрешены с коэффициентом 0,9 к прошлому году.

Какие у нас котельные? Например, промышленные предприятия – это паровая котельная, она, в том числе, и жилой комплекс отапливает. Она с прошлого года новее не стала. И это значит, что на обслуживание ее вполне возможно требуется больше, чем в прошлые годы, но РСТ говорит, что вот вам 0,9 к прошлому году и все. Это значит, что реально собственник котельной должен котельную обслуживать или в убыток, или безопасность эксплуатации данного объекта падает, то есть те люди, которые работают на этом предприятии, и в том числе люди, которые котельную обслуживают, подвергаются серьезному риску.

Каким образом эти письма возникают? Мало того, вчера был один расчет стоимости тепла, сегодня он другой. Кто в таких условиях будет вкладывать в развитие энергетики, теплоснабжения? Никто. Потому что в расчете тарифа прибыль не взята. У меня ощущение, что Правительство не совсем понимает, что оно делает, определяя параметры формирования тарифов.

Мы понимаем, что для Правительства есть один критерий – социальная защита, но когда она ложится на плечи бизнеса, это тоже не выход. В бизнесе тоже дураков нет. Если завтра котельная вышла из строя, бизнес ее просто скидывает на фирму, которой завтра не будет, и говорит, что эта котельная больше не его. Система формирования тарифов должна учитывать какой-то интерес экономически обоснованный. За 10 лет объект должен окупиться, срок службы которого до капремонта 15 лет

Владимир Белявский, директор департамента экономики администрации Нижнего Новгорода

"Наши взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями не всегда носят идеальный характер. Здесь большое поле деятельности для муниципалитетов".

Я хотел бы обратить внимание вот на какую тему: Недавно прошла встреча главы города с предпринимателями, и там как раз выявилась одна большая проблема – уровень энергограмотности.

Часто случается, что предприниматель, берущийся за решение вопросов, связанных с потреблением ресурсов и не только электроэнергии, но и тепла, проходит к нам через полгода или год и говорит: «Ну, не получилось».

Когда разбирали этот вопрос, выяснили, что большинство предпринимателей очень слабо знают законы. Здесь, наверное, упущение нас всех, что мы агитацию и пропаганду не проводим. То есть мы говорим лозунги, а дальше в правовое поле перевести свою деятельность нам слабо.

Я думаю, что это одна из главных проблем, которая на энергобезопасность направлена, потому что, чем больше граждан будет знать правила, по которым необходимо жить, приобретать, пользоваться, рассчитываться и т.д., тем они более качественно будут осознавать и свое поведение. Тогда не нужно будет агитировать, что давайте поставим лампочку и все остальное, все уже рублем будет определяться. Другое дело, они должны знать, как себя вести. Конечно, муниципалитеты должны принимать в этом активное участие, потому что мы за это отвечаем, то есть энергоснабжение населения является одним из вопросов местного значения – обеспечение теплом, газом, канализации. Другое дело, что наши взаимоотношение всегда носят идеальный характер. Но поле деятельности здесь большое для муниципалитетов. Мы этого не скрываем.

Я очень поддерживаю Теодоровича М.Л. по поводу областной программы. Мы традиционно составляем лимиты, утверждаем лимиты в правительстве Нижегородской области на потребление бюджетными учреждениями электроэнергии, тепла. Средние тарифы придумали, утвердили. В то же время переходим на нерегулируемые тарифы. Есть постановление правительства, его четко должны выполнять. А зачем мы эти лимиты тогда утверждаем? Уже дошло до смешного: цифры вообще не совпадают в деньгах.

Василий Козлов, ректор школы бизнеса «Green City», д.э.н., профессор

"Идет масштабный процесс перехода на рыночные отношения. Проблема разграничения границ – это процесс с очень большими конфликтными зонами".

Эффективность в любом смысле – это способность достигать цель с меньшими издержками. Сегодня я бы тоже рассуждал так, что в первую очередь неупорядоченность границ ответственности и балансовой, и эксплуатационной. Они настолько сейчас утеряны, и столько здесь неточностей – потери в сетях разного рода.

Сейчас идет масштабный процесс перехода на рыночные отношения в условиях разных форм собственности. Проблема разграничения границ – это масштабный процесс с очень большими конфликтными зонами. Первое, что бы я предложил – провести комплекс-кампанию по упорядочению этих отношений, связанных с границами балансовой эксплуатационной ответственности.

Как только мы этот учет наладили, возникает следующая задача – это комплекс мероприятий по экономии. Потому что если вы наладили учет, точную границу определили, вы можете тогда решать вопросы экономии.

Я соглашусь с коллегами, что агитация и пропаганда в этом плане просто прекратилась. Перестали работать энергетические комиссии. Проверьте, у любого предприятия есть ли, например, премирование за экономию электроэнергии. Мы с вами пережили время, когда за это боролись: таблички, разговоры, личная ответственность, премирование была просто массовой, и в этом был какой-то смысл.

Мы знаем, что имеется богатейший международный опыт по экономии электроэнергии, тепла и воды. Необходимо для начала просто сделать оттуда выдержки, вытащить набор простых и понятных решений, сложившихся за десятилетия, и это было бы ответом на оценку Президента, если мы собрались по этому поводу, что надо делать.

Я хорошо помню, когда была волна по стране элементарного экономического обучения, она действительно была массовой, она действительно вводила хотя бы те нормальные требования к поведению человека в обществе, возможно, что необходимо это восстановить, продолжить эту работу.

"