Posted 14 июня 2019,, 10:20

Published 14 июня 2019,, 10:20

Modified 3 ноября 2022,, 18:09

Updated 3 ноября 2022,, 18:09

Катырин: России нужно не менее 150-200 аэропортов

14 июня 2019, 10:20
России необходимо создать не менее 150-200 аэропортов, чтобы наладить авиационное сообщение между регионами страны, не используя Москву как пересадочный узел. В 2018 году на развитие наземной инфраструктуры направили 18 млрд рублей – работу предстоит продолжить.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, заявил, что за последние 25-26 лет в три раза сократилось количество населенных пунктов, которые имеют авиационную связь. По словам депутата Законодательного собрания Нижегородской области Николая Шкилева, в советское время в области было порядка 25 аэродромов.

В основном они были расположены в отдаленных районах – Большеболдинском, Гагинском, Пильненском. В день совершалось до пяти пассажирских авиарейсов. «Кукурузники» летали как из Горького в районы, так и между районами. Был рейс Москва – Большое Болдино. Эти аэродромы использовались для сельхозавиации. Аэропорт в Большом Болдино работает и сейчас.

В Приволжском территориальном управлении Росавиации NewsNN сообщили, что сегодня на территории Нижегородской области действует один гражданский аэропорт в Нижнем Новгороде и 21 посадочная площадка.

Сегодня львиная доля пассажиропотока приходится на большую четверку: московские аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково и питерский Пулково. В прошлом году они обслужили 55% всего трафика и две трети внутрироссийских перевозок.

Владелец авиахолдинга «Аэропорты регионов», который объединяет четыре аэропорта, в том числе нижегородский Стригино, Виктор Вексельберг прошлым летом предложил правительству России обнулить НДС на полеты в обход Москвы. Это позволит забрать часть транзитных пассажиров у столичных гаваней в пользу региональных аэропортов. Стимулирующая прямые перелеты мера может вступить в силу уже с 1 июля.

«Московский авиационный узел, конечно же, перегружен. И у нас иногда между соседними городами на той же Волге попасть из города в город, кроме как через Москву, попасть невозможно: по реке не ходят, по дорогам далеко и т.д.», - заявил Катырин. Например, по данным сайта Стригино, 12 июня половина вылетевших рейсов пришлась на Москву.

Аэропортовый рынок России за прошлый год превысил 150 млрд рублей: это стоимость обслуживания почти 207 млн пассажиров и обработки 1,17 млн тонн коммерческого груза. За последние три года объемы воздушных перевозок в России увеличились на треть.

Пассажир для аэропорта – основной источник доходов. В цене билета доля аэропорта, как правило, не превышает 15%. Такие данные приводят аэропорт «Домодедово» и авиакомпания «Комиавиатранс». Четверть этой суммы – плата за пребывание пассажира в аэропорту, пятая часть – за обработку багажа, 10% - на обеспечение взлета и посадки воздушного судна.

В Москве средняя ставка составляет 500 рублей с пассажира. Аэропорт может выручить еще столько же, если посетитель воспользуется услугами терминала. Директор по маркетингу аэропорта Домодедово Марина Букалова отмечает, что за парковку и чашку кофе пассажир платит самостоятельно, а потом все это через процент от выручки либо через арендную ставку попадает в аэропорт.

Неавиационные доходы занимают 15% выручки Домодедово. Но вывести терминал в плюс возможно только с миллионным пассажиром. В России таких аэропортов около 30. Гендиректор «Комиавиатранс» Александр Пономарев заявил, что в связи с валютным скачком после 2014 года прибыли у авиакомпании перестало хватать, даже у вертолетной ее части. Аэропорты стали «съедать» авиакомпанию.

Самолеты, вертолеты и аэропорты приносят «Комиавиатранс» равные доходы. Но в прошлом году авиапредприятие понесло убытки. Основные расходы – зарплаты работников аэропортов. На них приходится от 60 до 80% всех затрат наземных служб. Региональные власти, владеющие «Комиавиатрансом», решили до конца года отделить аэропорты от авиакомпании, чтобы та смогла летать. Сеть республиканских аэропортов перестанет быть бизнесом.

По словам Катырина, за 2018 год в России уже было вложено 18 млрд рублей на развитие наземной инфраструктуры, строительство новых аэропортов, развитие авиации, но предстоит еще серьезная работа. В первую очередь, это строительство новых аэропортов.

"