Posted 14 апреля 2009,, 12:04

Published 14 апреля 2009,, 12:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:41

Updated 12 ноября 2022,, 15:41

Кадастр сакральных мест Дивеевского района создается в Нижегородской области

14 апреля 2009, 12:04
Кадастр сакральных мест Дивеевского района создается в Нижегородской области Posted on августа 04, 2008 in Общество, Религия) by newsmaker | Comments Off В Дивеевском районе завершила работу экспедиция по сбору материала для кадастра сакральных мест района. Этноэкологи из Суворово, Нижнего Новгорода и Москвы приступают к созданию карты особых природно-культурных объектов. Создание кадастра и карты сакрализуемых объектов - часть работы по сохранению традиционной культуры района, именно этим занимается школа села Суворово (бывш. Страхово Пуза) совместно с коллективом этноэкологов в рамках проекта “Школа - этноэкологический центр района”. В течение недели в конце июля - начале августа совместная экспедиция этноэкологов из школы села Суворово, Нижегородского Института развития образования (кафедра педагогики и андрагогики), Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области, Нижегородский Фольклорный Клуб (Экоцентр Дронт) Центра Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатории этноэкологических исследований (Москва) работала над созданием фильма о традиционной культуре Дивеевского района и кадастра сакрализуемых объектов Дивеевского района. Дивеевский район интересен тем, что на его культуру оказали влияние разные народы - сёла набожных переселенцев из Москвы соседствовали с мордовскими сёлами, в которых сохранялись языческие традиции финно-угров. Поэтому и сакральная география Дивеевского района разнообразна - здесь и святые камни, на которых, стоя на коленях, молился Серафим Саровский, и “Каменная гора - Тот свет”, и давно разграбленные курганы, и вяз, на который, как следует из местного фольклора, слетались колдуны. Все эти объекты были выделены народным сознанием из общего ряда и оставили свой след в культуре района, а в некоторых случаях - и страны. К молитвенным камням Преподобного Серафима за помощью съезжаются паломники из разных областей, и молятся в лесу - в природном храме, как когда-то молился святой. Один из камней похож на медведя, которые, по рассказам, приходили к святому старцу. В углублении другого камня, как в чаше, набирается вода, которой верующие умываются, как целебной. Совсем другое рассказывают о камне, находящемся на так называемой Каменной горе (еще одно название - “Тот свет”). Камень необычной формы с природным желобом находится на вершине песчаной горы неподалеку от села Суворово. В местном фольклоре этот камень - буквально страж Апокалипсиса — считается, что когда камень сдвинется с места, из-под него хлынет вода, затопит все вокруг и наступит конец света. “В районе есть несколько древних финно-угорских курганов, называемых в народе “маровыми шишками”, маарами. Никто из местных жителей уже не помнит, кому они могли принадлежать - разинцам или другим воинам древности. Однако для нас важно то, что они выделены в народной культуре как необычные объекты, о них до сих пор бытуют разнообразные рассказы. Они — часть современной традиционной культуры района” - комментирует этноэколог НИРО, научный руководитель проекта Дмитрий Доронин. В районе также много святых родников, когда-то почитавшихся деревьев и рощ, иные природные и рукотворные объекты. Например, под каким-то из мостов обязательно жили русалки, а в селе Глухово считалось, что в одном из прудов топили тёщ (отголоски древних архаических ритуалов). Все объекты до сих пор являются частью жизни района, настолько естественной, что не всегда осознаются носителями локальной культуры как что-то необычное. И задача проекта Суворовской школы двояка - с одной стороны, рассказать о живой культуре района за его пределами, а, с другой стороны - научить школьников и других местных жителей увидеть то, что их окружает, показать ценность собственной традиционной культуры. “Сохранение и воспроизводство традиционной культуры происходит в процессе коммуникации, при передаче традиционных знаний о мире. Проект Суворовской школы - это во многом знание о знании, и передача этого знания, он очень важен для сохранения живой культуры района - в самом районе, а не за стеклами музейных витрин” - говорит Ольга Захарова, Центр Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатория этноэкологических исследований. Работа над кадастром продолжится в течение нынешнего сезона, её результаты можно будет увидеть на диске, посвященном проекту “Школа - этноэкологический центр района”, сообщают в экоцентре «Дронт».

Кадастр сакральных мест Дивеевского района создается в Нижегородской области

Posted on августа 04, 2008 in Общество, Религия) by newsmaker | Comments Off

В Дивеевском районе завершила работу экспедиция по сбору материала для кадастра сакральных мест района. Этноэкологи из Суворово, Нижнего Новгорода и Москвы приступают к созданию карты особых природно-культурных объектов.

 

Создание кадастра и карты сакрализуемых объектов - часть работы по сохранению традиционной культуры района, именно этим занимается школа села Суворово (бывш. Страхово Пуза) совместно с коллективом этноэкологов в рамках проекта “Школа - этноэкологический центр района”. В течение недели в конце июля - начале августа совместная экспедиция этноэкологов из школы села Суворово, Нижегородского Института развития образования (кафедра педагогики и андрагогики), Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области, Нижегородский Фольклорный Клуб (Экоцентр Дронт) Центра Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатории этноэкологических исследований (Москва) работала над созданием фильма о традиционной культуре Дивеевского района и кадастра сакрализуемых объектов Дивеевского района.

 

Дивеевский район интересен тем, что на его культуру оказали влияние разные народы - сёла набожных переселенцев из Москвы соседствовали с мордовскими сёлами, в которых сохранялись языческие традиции финно-угров. Поэтому и сакральная география Дивеевского района разнообразна - здесь и святые камни, на которых, стоя на коленях, молился Серафим Саровский, и “Каменная гора - Тот свет”, и давно разграбленные курганы, и вяз, на который, как следует из местного фольклора, слетались колдуны. Все эти объекты были выделены народным сознанием из общего ряда и оставили свой след в культуре района, а в некоторых случаях - и страны.

 

К молитвенным камням Преподобного Серафима за помощью съезжаются паломники из разных областей, и молятся в лесу - в природном храме, как когда-то молился святой. Один из камней похож на медведя, которые, по рассказам, приходили к святому старцу. В углублении другого камня, как в чаше, набирается вода, которой верующие умываются, как целебной.

 

Совсем другое рассказывают о камне, находящемся на так называемой Каменной горе (еще одно название - “Тот свет”). Камень необычной формы с природным желобом находится на вершине песчаной горы неподалеку от села Суворово. В местном фольклоре этот камень - буквально страж Апокалипсиса — считается, что когда камень сдвинется с места, из-под него хлынет вода, затопит все вокруг и наступит конец света.

 

“В районе есть несколько древних финно-угорских курганов, называемых в народе “маровыми шишками”, маарами. Никто из местных жителей уже не помнит, кому они могли принадлежать - разинцам или другим воинам древности. Однако для нас важно то, что они выделены в народной культуре как необычные объекты, о них до сих пор бытуют разнообразные рассказы. Они — часть современной традиционной культуры района” - комментирует этноэколог НИРО, научный руководитель проекта Дмитрий Доронин.

 

В районе также много святых родников, когда-то почитавшихся деревьев и рощ, иные природные и рукотворные объекты. Например, под каким-то из мостов обязательно жили русалки, а в селе Глухово считалось, что в одном из прудов топили тёщ (отголоски древних архаических ритуалов). Все объекты до сих пор являются частью жизни района, настолько естественной, что не всегда осознаются носителями локальной культуры как что-то необычное. И задача проекта Суворовской школы двояка - с одной стороны, рассказать о живой культуре района за его пределами, а, с другой стороны - научить школьников и других местных жителей увидеть то, что их окружает, показать ценность собственной традиционной культуры.

 

“Сохранение и воспроизводство традиционной культуры происходит в процессе коммуникации, при передаче традиционных знаний о мире. Проект Суворовской школы - это во многом знание о знании, и передача этого знания, он очень важен для сохранения живой культуры района - в самом районе, а не за стеклами музейных витрин” - говорит Ольга Захарова, Центр Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатория этноэкологических исследований.

 

Работа над кадастром продолжится в течение нынешнего сезона, её результаты можно будет увидеть на диске, посвященном проекту “Школа - этноэкологический центр района”, сообщают в экоцентре «Дронт».

"