Posted 13 ноября 2013,, 03:11
Published 13 ноября 2013,, 03:11
Modified 12 ноября 2022,, 14:36
Updated 12 ноября 2022,, 14:36
— Владислав Иванович, скажите, пожалуйста, известно ли, какие основные проблемы будут стоять пред правительством области при исполнении бюджета на следующие три года?
— Да, известно. Проект бюджета на 2014–2016 годы уже внесен на рассмотрение в Законодательное собрание Нижегородской области. 22 ноября состоится заседание регионального парламента, на котором проект закона будет обсуждаться в первом чтении. До 2 декабря комитеты ЗС НО должны подготовить поправки. Принять трехгодичный бюджет окончательно нужно до 17 декабря. Эти сроки определяются Бюджетным кодексом, поэтому заседания в ноябре-декабре будут смещены с конца месяца на середину.
Согласно проекту закона, доходы в 2014 году планируются в размере 114 млрд руб. (плюс 12,4% к уровню 2013 года). Однако расходы по-прежнему превышают доходы, поэтому на 2014–2016 годы установлен дефицит в размере 10–11 млрд руб. — это на уровне 2013 года.
Самый главный вопрос, возникающий в связи с этим: откуда мы будем брать деньги, чтобы покрыть дефицит? Ответ: за счет увеличения госдолга. На данный момент правительство внесло в ЗС НО проект закона, согласно которому максимальный размер госдолга устанавливается на уровне 75% от доходов областного бюджета (сейчас — 65%). Пока этот законопроект на бюджетном комитете не обсуждался, вероятно, он будет рассмотрен в ноябре вместе с бюджетом.
— Вы считаете, что этот законопроект все-таки будет принят?
— Скорее всего, да. Нам уже сейчас правительство обосновывает необходимость новых заимствований, и весь бюджет 2014–2016 годов сверстан именно под госдолг на уровне 75%.
Кстати, на прошедшем 31 октября заседании регионального парламента была рассмотрена (и отклонена) законодательная инициатива депутата нашей фракции Владимира Буланова. Он предлагал уменьшить предельный размер госдолга до 50%. Между прочим, когда-то даже эта величина называлась «заоблачной».
— Однако, по словам губернатора, у нас небольшой госдолг в сравнении с другими регионами. Мы, кажется, на 41-м месте по соотношению госдолг/доходы бюджета среди субъектов РФ…
— С одной стороны, да. С другой стороны, мы много тратим на обслуживание госдолга (то есть на выплату процентов), по этому показателю мы лидируем в ПФО и занимаем одну из первых строчек в России. Мы задавали представителям областной администрации вопрос о структуре долговых обязательств: бюджетные это кредиты, облигации или еще какие-либо виды займов. Оказывается, что около половины — это кредиты коммерческих банков. Я считаю, что это плохо для региона. Во-первых, проценты по ссудам комбанков значительно выше, чем по другим видам заимствований. Во-вторых, это структуры, которым не свойственно миндальничать с клиентами, кем бы они ни были, то есть у нас меньше возможностей для маневра.
В дальнейшем правительство области намерено также брать довольно много средств у кредитных организаций — по крайней мере, из ответа вице-губернатора можно сделать именно такой вывод. В частности, к 2016 году у нас планируется нарастить задолженность до 88,8 млрд руб. (сейчас — 50 с небольшим миллиардов), а на обслуживание госдолга тратить 8–10 млрд руб. (сейчас — 4,9 млрд). Как видите, эти два показателя растут довольно симметрично.
При этом стоит понимать, что сейчас в области очень непростая ситуация с доходами. У нас, в частности, наблюдается падение по поступлениям от налога на прибыль предприятий. Основная причина — это закон о консолидированных группах налогоплательщиков: «благодаря» ему мы недосчитались 5–6 млрд. Состояние промышленности в регионе вообще вызывает опасения: если говорить о ГАЗе, особых перспектив развития я не наблюдаю, на ВМЗ проблемы. К тому же не стоит забывать о сложной ситуации в мировой экономике вообще и в российской в частности. Как правило, машиностроительная и обрабатывающая отрасли страдают первыми в условиях экономической нестабильности. Так что падение прибыльности наших крупнейших предприятий-налогоплательщиков может продолжиться.
То есть не приходится ожидать не только наращивания налоговой базы, но и сохранения текущего уровня доходов. Однако, на мой взгляд, правительство очень оптимистично в своих прогнозах и всех возможных трудностей не учитывает. И этот излишний оптимизм очень опасен — ведь все остальные параметры бюджета рассчитываются из этих завышенных оценок. Придется по ходу практически ежемесячно урезать какие-то статьи расходов. Это очень болезненно, когда корректировки происходят в таком текущем режиме.
— Какие статьи обычно в первую очередь корректируются?
— Вряд ли в этом случае можно употребить слово «обычно» — это ситуация нестандартная, можно сказать, авральная. Но, например, в 2009 году сокращались областные целевые программы (ОЦП).
В частности, программа развития социально-инженерной инфраструктуры. Она включает в себя строительство и реконструкцию объектов социальной сферы — это школы, больницы, поликлиники. Также к данной программе относятся строительство и ремонт некоторых сельских дорог, газификация. То есть фактически это субсидии, которые предоставляет регион местным бюджетам для решения их текущих проблем. И эта сфера очень уязвима, так как в районах области нет средств не то что на строительство нового здания роддома или школы — на текущий ремонт денег не хватает.
Кстати, эта программа начиналась при нынешнем губернаторе с 15 млрд руб. в 2006–2007 годах. Потом выделяемая на эти цели сумма планомерно снижалась. В 2012 году — около 6 млрд, в 2013-м — 4 млрд, в 2014-м — 2,1 млрд.
При этом правительство иногда не исключает объекты, а меняет сроки реализации. В частности, в марте этого года из ОЦП «Развитие…» были исключены многие объекты — почти все, связанные со строительством линий водоснабжения на селе. Общее сокращение составило 366 млн руб. То есть в декабре программа была утверждена в размере 4 млрд руб., а уже в марте урезана почти на 10%. При этом нам сказали: «Не переживайте, все объекты остались, просто они перенесены в ОЦП «Чистая вода». Действительно, так и есть — они остались, но только строительство будет начато не в следующем, а в 2017 году или позднее.
Каждый такой перенос для жителей районов оборачивается серьезными неприятностями. Например, в Сеченове нет канализации. Ее строительство было предусмотрено на 2013 год, а потом финансирование этого проекта перенесли в ОЦП «Чистая вода» и назначили к реализации через четыре года. При этом надо учесть, что районы потратились на разработку проекта: местные власти ужались, выделили довольно значительные для местных бюджетов средства (как правило, это несколько миллионов), а правительство говорит: потом. А когда это «потом» настанет, проект надо будет актуализировать, то есть опять будут нужны деньги. А где гарантия, что в 2017-м деньги будут? И что строительство этих объектов не будет перенесено еще на несколько лет? Ведь вполне вероятно, что при таком росте долговых обязательств нам не то что не до строительства новых больниц и дорог будет — придется судорожно думать, где брать деньги на обслуживание госдолга. Так что когда будет канализации в Сеченове — неизвестно.
— Другие целевые программы также сокращаются?
— В 2012 году таких программ насчитывалось 43, в 2014 году осталась 21. То есть происходит сокращение числа госпрограмм. Также правительство приостанавливает до 1 января 2015 года действие некоторых законов. Суть этих изменений — резкое сокращение расходов по отдельным соцпрограммам либо отмена индексации социальных выплат. Ведь пособия определенным гражданам увеличиваются на индекс-дефлятор (то есть величину официальной инфляции) — в этом году он составил 6,4%. Но на следующий год по многим соцвыплатам индексация отменяется. То есть по факту людям платить будут меньше. В результате мы видим сокращение расходов по этим статьям.
Мало кто знает, но по действующему сегодня областному закону пенсионеры должны ездить в общественном транспорте бесплатно! Но третий год подряд «Единая Россия» с подачи областного правительства приостанавливает действие этой нормы. В результате бюджет, конечно, экономит более 450 млн руб., но за счет кого? За счет самых незащищенных граждан! Приостанавливается действие статей об индексации в законах «О мерах социальной поддержки ветеранов», «О мерах социальной поддержки многодетных семей», «О погребении и похоронном деле»… Всего таким образом планируют «сэкономить» за счет граждан около 800 млн руб.
Вообще социальные расходы режутся в первую очередь. Представители правительства часто говорят, что бюджет у нас социально ориентированный, и приводят в качестве доказательства большие суммы, заложенные в бюджете на выплаты различного рода пособий. Но в течение года всегда происходит столько сокращений по этим статьям, что я даже вынужден был на последнем бюджетном комитете запросить у правительства справку, насколько были реально урезаны расходы по социальным выплатам в каждом году.
В качестве примера: на сентябрьском заседании регионального парламента некоторые социальные расходы были скорректированы на 650 млн руб. «в связи со сложившейся экономией средств» (то есть получателей оказалось меньше, чем планировалось). В среднем же сокращение составляет по этим статьям 1 млрд руб. и более в год. При этом практически не пострадали те расходы, которые в условиях кризиса являются нерациональными.
— То есть сокращают не там, где следовало бы?
— Да. Принцип приоритетности расходов по-прежнему не работает. В идеале первоочередная задача правительства области — повышение уровня жизни людей. У нас все не так. Например, мы направляли губернатору от фракции КПРФ перечень объектов в районах (всего их 54), которые предложили включить при формировании ОЦП «Развитие…». Это проблемы, которые для районов являются насущнейшими. Например, строительство котельной. Или в Городце больницу ликвидируют. Но ответ на наше обращение мы до сих пор не получили.
При этом у нас в бюджете заложено огромное количество нерациональных и неэффективных расходов. Например, есть статья «на благоустройство территории Нижегородского кремля», на которую тратится около 70 млн в год. Но, оказывается, все работы по благоустройству в кремле делаются не по линии ГКУ, а по линии управления делами губернатора. А эта контора чем занимается?
Увеличивается в 2014 году штат чиновников министерства экономики — на 6 единиц, министерства промышленности — на 3, региональной службы по тарифам — на 9, на содержание инспекции административно-технического надзора потратят на 58,8% больше, чем в 2013 году. Содержание представительства области в Москве — 62 млн. На презентационную деятельность и выставочно-конгрессные мероприятия — десятки миллионов. Пропагандистский аппарат в лице государственных СМИ получит из бюджета области 321 млн руб. А между тем программа развития социально-инженерной инфраструктуры режется в разы.
Давно назрела необходимость проведения ревизии бюджетных расходов. Давно нужно перестать прикрываться красивыми словами о «социально ориентированном бюджете». Нужно четко определить, какие расходы безболезненно для граждан уже сегодня можно сократить, а какие социальные выплаты даже повысить, увеличить финансирование сельского хозяйства, строительства социальных объектов в районах области…
Приоритетность социального направления должна подтверждаться реальными цифрами и ростом уровня жизни нижегородцев, а не декларироваться успокоительными фразами.
Александра Елина