Posted 13 февраля 2013,, 10:02

Published 13 февраля 2013,, 10:02

Modified 12 ноября 2022,, 14:26

Updated 12 ноября 2022,, 14:26

Экспертное сообщество разошлось в оценках реакции судебной системы и общества по делу о стрелке в Хабарском - «Нижегородский Эксперт-клуб»

13 февраля 2013, 10:02
Экспертное сообщество разошлось в оценках реакции судебной системы и общества по делу о стрелке в Хабарском. Заседание "Нижегородского Эксперт-клуба" по теме "Стрельба в Хабарском: эмоции общества и реакция правовой системы" состоялось 13 февраля в пресс-центре "Медиа Страйк Холл".

Как отметил генеральный директор ИД "Биржа" Иван Юдинцев, открывая заседание, поднятая тема включает в себя сразу несколько важнейших вопросов, в том числе о запрете на ношение оружия, о работе правоохранительных органов, о справедливости судебной системы. Не менее важным, по словам Юдинцева, является и вопрос о новом поколении элиты, вопрос о регулировании этого поколения.

По мнению старшего научного сотрудника Приволжского филиала Института социологии РАН Александра Прудника, в данном случае необходимо акцентировать внимание на социальную ситуацию, при которой стало возможным рассматриваемое происшествие. Прудник отметил, что подобные случаи происходят во всей стране – "в обществе создана такая система отношений". Социолог предположил, что те же самые люди, которые в родной среде позволяют себе нарушать правила дорожного движения, применять оружие, в других социальных условиях, например – за границей, ведут себя иначе. "Проблема не в людях, проблема – в организации общества", где "существует реальная иерархия прав и обязанностей". Прудник обратил особое внимание не несоответствие правовых отношений тем отношениям, которые сложились в обществе. "У нас по закону убивать людей за парковку нельзя, а по убеждениям части населения - можно", - пояснил он. Оценивая состояние российского общества, Прудник отнес его к категории "примитивных сообществ" – таких, какие складываются в армии или "на зоне". "И в этом вина таких людей, как мы, которые это допускают", - подчеркнул Александр Прудник.

Психотерапевт Андрей Камин тоже считает, что за конкретным случаем стоят системные проблемы. "Первый вопрос – как к человеку, употреблявшему наркотики, в руки попало оружие? Ответ на него очевиден", - сказал он, пояснив, что постановка на учет в наркологический или психиатрический диспансер в больше случаев – дело добровольное, а при выдаче разрешения на ношение оружия учитывается именно постановка на учет, а не реальное состояние человека. "Сама система выдачи справок порочна", - подчеркнул Камин. Он также напомнил, что в России потребление наркотиков с точки зрения закона декриминализовано, то есть не является уголовным преступлением. Вторая проблема, на которую обратил внимание Андрей Камин – недоверие к судебной системе. "Суд у нас в стране неавторитетен", - заявил он. Исправить такую ситуацию, по мнению эксперта, может лишь введение выборности судей.

Случай в Хабарском связан как с личностью, так и с системой, - считает доцент Нижегородского института менеджмента и бизнеса (НИМБ) Леонид Акимов. По его словам, общество все чаще сталкивается с ощущением вседозволенностью элиты. Акимов напомнил русскую поговорку "с сильным не бранись, а с богатым – не судись", отметив, что и сами представители элиты думают именно так.

"Нынешняя система взращивает и поощряет появление таких людей", - заявил доцент НИМБа. По его словам, это делается для того, чтобы управлять обществом, что, как отметил Акимов, можно делать тогда, когда оно расколото и находится в состоянии аномии , при котором утрачивается значимость социальных норм и предписаний. "До тех пор, пока не будет изменен вектор страны в сфере официально распространяемых моральных ценностей, такие ситуации неизбежны", - заявил Леонид Акимов.

Проректор Нижегородского института управления Андрей Дахин согласился, что в российском обществе сформировалась достаточно специфичная этика. "Укоренилась этика агрессивного индивидуализма", - сказал он, отметив, что у более обеспеченных людей проявления такой этики встречаются чаще. По словам Дахина, винить в появлении таких людей систему образования, которую он в данном случае представляет, нельзя, так как "система образования имеет гораздо меньшую силу, чем сам социум". Дахин также подчеркнул, что "в ситуации, когда такая этика доминирует, опасно раздавать оружие, даже - травматическое".

"Общество взведено, и взведено очень сильно", - заявил директор Ульяновского областного водоканала, издатель и меценат Леонид Сухотерин. Одной из причин такой социальной напряженности Сухотерин видит несоответствие реальной жизни тому, что люди наблюдают на экранах телевизоров. Так, например, в сериалах герои не сталкиваются с коммунальными проблемами, а обычный продавец обуви может позволить себе кормить семью и при этом жить в двухъярусной квартире. Такая картинка, отметил Сухотерин, не соответствует действительности, в которой преобладают депрессивные настроения. Он также затронул вопрос о том, имеют ли право журналисты, освещающие события вокруг трагедии в Хабарском, противопоставлять обвиняемого и жертву как "молодого миллионера" и "детского врача", разжигая тем самым социальную рознь. По мнению Сухотерина, такое классовое противопоставление вызвано, в том числе, тем, что сами журналисты относятся к категории необеспеченных граждан и в целом разделяют депрессивные настроения в обществе. "Они не являются носителями объективной информации", - сказал он. Леонид Сухотерин также согласился с тем, что для изменения судебной системы в сторону ее непредвзятости и объективности необходимо ввести выборность судей.

На поведении журналистского сообщества сосредоточилась и заместитель председателя Комитета против пыток, юрист Ольга Садовская. Она отметил, что практически сразу после происшествия в Хабарском тогда еще подозреваемого Павла Бровкина в СМИ стали называть "кокаиновым миллионером", "убийцей" и т.д., хотя следственные действия еще не были завершены. "Журналистская этика не позволяет говорить такие вещи, пока не будет установлена истина", - подчеркнула Садовская. Вместе с тем, Садовская согласилась, что "масла в огонь" подлило решение Богородского суда, отправившего Бровкина под домашний арест. По ее словам, это решение было неадекватным. "Однако, ситуация была исправлена судебной коллегией", - напомнила она.

В защиту журналистов выступил депутат Государственной Думы, член фракции ЛДПР Александр Курдюмов, в первые же дни после инцидента в Хабарском обратившийся к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой взять дело под особый контроль. Курдюмов заявил, что общество взволновало не только и не столько само убийство, сколько решение суда, отправившего подозреваемого в совершении тяжкого преступления под домашний арест. По словам депутата, именно благодаря СМИ об этой ситуации узнали люди как в Нижнем Новгороде, так и в Москве. "Было бы другое решение суда, всё бы шло обычным путем", - сказал он. Курдюмов считает, что СМИ все чаще играют именно сдерживающую роль – опасаясь громкой огласки и нелицеприятных комментариев, люди, особенно – представители элиты, стараются не попадать в конфликтные ситуации, в том числе – соблюдать правила дорожного движения. Курдюмов также сообщил, что фракция ЛДПР разработала законопроект, предусматривающий обязательную постановку на учет в диспансер людей, пойманных на употреблении наркотиков или на вождении автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Говоря же о выборности судей, Курдюмов усомнился в эффективности данной меры, так как, по его словам, система выборов в стране тоже себя дискредитировала. Как контрмеру ЛДПР предлагает ввести ответственность судей за принятые ими решения. "Неправильно посадил – в тюрьму!" – заявил депутат Госдумы Александр Курдюмов.

Активист НРО "Справедливой России" Алексей Якимов, напротив, убежден в необходимости избрания не только судей, но и руководителей правоохранительных органов на местах. В настоящее время, - считает Якимов, - закон не работает. "У людей нет понимания неотвратимости наказания", - сказал он. Он отметил, что в Нижегородской области очень часто происходят убийства, но в большинстве случаев можно не сомневаться, что виновники будут наказаны. "Дело вызывает резонанс, когда люди сомневаются, что преступник понесет наказание", - подчеркнул Алексей Якимов.

Секретарь политкомитета НРО "Гражданской платформы" Максим Маткин считает необходимым, чтобы общество и СМИ следили за столь резонансными делами до конца. Контроль над правоохранительными и судебными органами, по его словам, должен быть более полным. По его словам, в современном российском общества отсутствует понятие верховенства права, которое заменено так называемыми "правилами игры". Вместе с тем, Маткин убежден, что проблема заключается и в самом обществе. "А давно ли кто-либо из нас делал замечание, например, молодежи, сквернословящей в присутствии женщин и детей?" – спросил он.

А представитель партии "Правое дело" Игорь Рузанкин видит причины такого состояния общества в политической системе, в том числе – в отсутствии политической борьбы. "Если одной партии допустимы нарушения на выборах ради победы, а другим – все запрещается, то с этого все и начинается", - пояснил он. Вседозволенность отдельной группы населения, к которой относится и обвиняемый Павел Бровкин, по словам Рузанкина, стало обычаем для нашего общества. "Элита считает основным аргументом количество денег, а не уровень самосознания. Внутренняя совесть уже не считается важной составляющей", - сказал Игорь Рузанкин.

К теме о роли СМИ в деле о стрельбе в Хабарском вернулся руководитель исполкома местного отделения партии "Единая Россия" в Нижнем Новгороде Николай Андреев. По его словам, в интернете и средствах массовой информации началась настоящая истерика. "Сейчас говорить об объективном расследовании и объективном судебном процессе будет очень тяжело", - заявил он. По его мнению, ситуацию нельзя рассматривать как социальный конфликт "миллионера" с "врачом". "Здесь два человека. Совершено правонарушение. Есть определенные юридические процессы, и надо заниматься ими, а не истерикой и танцами на костях", - подчеркнул Николай Андреев. "СМИ необходимо крайне аккуратно работать в любых делах подобного рода", - заявил представитель "Единой России".

"Дело не в массовой ненависти", - возразил главный редактор портала Дзержинск.рф Сергей Преснов, который уверен, что журналисты сыграли в деле позитивную роль тем, что привлекли внимание общественности. По его словам, возмущение людей вызывает не тот факт, что обвиняемый является миллионером, а то, что человек, находившийся под воздействием наркотиков (так утверждает экспертиза) применил травматический пистолет в отношении безоружного. Бурную реакцию вызвало и решение Богородского суда, в качестве меры пресечения избравшего Бровкину домашний арест.

"Необдуманные решения суда провоцируют раскол", - согласился член Общественной палаты Нижегородской области Николай Лешков. Однако, он считает, что по-настоящему этот раскол произошел уже давно. "Люди видят, как одни живут, а другие – существуют. Люди видят, что одни всё могут, а другие – всё должны", - пояснил он.

Политический обозреватель Сергей Анисимов считает, что ситуация вокруг трагедии в Хабарском излишне педалируется "в каких-то непонятных целях". "От этого страдает имидж области, имидж Нижнего Новгорода", - отметил журналист.

"Как обычно, у нас во всём виноваты журналисты", - сыронизировала главный редактор газеты "Комсомольская правда" в Нижнем Новгороде" Юлия Капитанова. Она напомнила, что со своей стороны предоставила площадку для высказываний обеим сторонам и опровергла звучащие мнения о том, что интервью с супругой Павла Бровкина в его защиту было опубликовано за материальное вознаграждение. По мнению Капитановой, инцидент в Хабарском надо рассматривать как свидетельство общей проблемы воспитания и уровня культуры. В самом конфликте Капитанова не склонна винить ту или иную сторону. "Здесь сошлось два понта. Один понт против другого", - предположила Юлия Капитанова.

Блогер, лауреат премии "Пробуждение" за 2012 год Петр Кузнецов, при очевидной трагичности случившегося, видит и позитивные моменты в реакции общества. "Мы находимся на очень важном этапе формирования общественных институтов", - сказал он. По мнению Кузнецова, начинается очень важный общественный процесс, связанный в повышением уровня самосознания и изменением системы оценок происходящего в стране.

Гуманитарный технолог Константин Барановский призвал общественность не забывать о презумпции невиновности. "Я придерживаюсь позиции, что должна быть законность, правосудие и справедливость", - сказал он. Барановский обратил внимание представителей СМИ, что "журналистское слово очень много весит" и призвал быть более непредвзятыми в оценках участников конфликта. "Я против того, что толпа уже всех приговорила. Давайте придерживаться норм морали и права!" – заявил он. Звучащие в СМИ оценки и характеристики Барановский назвал "разжиганием социальной и классовой розни". "Каждый человек имеет право на собственное мнение. Но не надо выдавать его за железо-бетонную версию", - подчеркнул Константин Барановский. Он еще раз отметил, что СМИ несправедливы, когда Павла Бровкина называют бизнесменом, а погибшего Олега Спиридонова – детским врачом, хотя тот уже более десяти лет занимался бизнесом, а не врачебной практикой. Фактически, по словам Барановского, оба участника конфликта принадлежали к одной социальной группе. "Это соревнование двух равновесных сторон", - сказал он.

Резкое возмущение прозвучавшими репликами высказал член Союза журналистов и Союза кинематографистов России Георгий Молокин. По его мнению, у общества есть все основания для бурной реакции на произошедшее. "Суд отправляет человека, находившегося в состоянии наркотического опьянения и совершившего контрольный выстрел в голову, под домашний арест! И теперь юристы говорят, чтобы мы предоставили им разбираться в этом деле!" – сказал он. "Для российского общества не секрет, что судебная система коррумпирована страшным образом!" – заявил Молокин, напомнив, что председатель комитета Государственной Думы по противодействию коррупции Ирина Яровая назвала решение Богородского суда "дискредитирующим всю судебную систему". "Когда мы говорим: "Пусть разберется суд", - мы как будто живем в другой стране. Почему люди доведены до отчаяния? Потому что они знают, что за украденный бублик ты можешь получить реальный срок, а за украденный миллиард при наличии нужных связей – не получить ничего! Общество не верит, что суд разберется. Оно сегодня понимает, что только под давлением общественного мнения можно надеяться на справедливое решение", - заявил Георгий Молокин.

Бывший офицер Федеральной службы безопасности, ныне – руководитель АНКО "Совет стратегических инициатив" Сергей Васильев констатировал, что стрельба в Хабарском – не первый и не последний случай в России. По его мнению, на протяжении последних 20 лет обществу насаждается психотип, ярким представителем которого является Павел Бровкин. Васильев согласен, что ни общество, ни СМИ не должны были молчать в данной ситуации. «Промолчали бы – получилось бы, что пистолет упал в снег и случайно произвел контрольный выстрел в голову», - сказал он. Сергей Васильев призвал законодателей к более тщательной проработке уголовного и процессуального кодексов с тем, чтобы по максимуму избежать возможных лазеек.

Среди участников заседания был проведен опрос на тему, оказывает ли общественное мнение влияние на судебные решения и действия прокуратуры. Большинство участников – 68% - считают, что это влияние общественным мнением оказывается, 32% такого влияния не видят.

Справка:
«Нижегородский Эксперт-клуб» - открытая дискуссионная площадка, созданная по инициативе агентства "Биржа плюс", "Агентства политических новостей - Нижний Новгород", НИА "Нижний Новгород" и ИА NewsNN.Ru. Основная идея "Нижегородского эксперт-клуба" - привлечение экспертного сообщества к обсуждению значимых для Нижегородского региона общественно-политических тем и информирование населения о сути происходящих в области процессов.

"