Posted 11 ноября 2013,, 12:11

Published 11 ноября 2013,, 12:11

Modified 30 октября 2022,, 22:59

Updated 30 октября 2022,, 22:59

Сели на мель?

11 ноября 2013, 12:11
Нижегородский завод «Красное Сормово» за 9 месяцев 2013 года существенно снизил финансовые показатели. Недавно предприятие закрыло свое представительство в Санкт-Петербурге и готовится к новым сокращениям издержек. Эксперты отмечают, что объемы водных перевозок падают, а судостроительным предприятиям приходится рассчитывать лишь на госзаказы.

Выручка «Красного Сормова» за 9 месяцев 2013 года составила 1,681 млрд руб., что в 3,8 раза ниже уровня аналогичного периода 2012 года (6,373 млрд руб.). Прибыль от продаж за отчетный период сократилась в 6,7 раза — до 115,822 млн руб., чистая прибыль упала на 11% — до 419,162 млн руб. А в октябре совет директоров предприятия принял решение закрыть санкт-петербургское представительство, передав его функции московскому.

23 января 2014 года совет директоров ОАО «Завод «Красное Сормово» по требованию ОАО «Западный центр судостроения» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, владеет 33,53% уставного капитала завода) проведет внеочередное собрание акционеров. В повестке дня досрочное прекращение полномочий членов совета директоров и ревизионной комиссии и их переизбрание.

Как пояснили в пресс-службе группы компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (основной акционер «Красного Сормова»), сокращение показателей деятельности связано с заказами. В прошлом году завод сдал десять кораблей, в этом — два корабля и две баржи (баржи значительно дешевле). Соответственно, финансовые показатели за 2013 год в сравнении с 2012 годом снизятся, говорят в группе.


Аналитик УК «Солид Менеджмент» Ирина Ступакова отмечает, что главные потенциальные заказчики «Красного Сормова» — китайцы, который сейчас покупают суда более низкого качества по соответствующим ценам, поэтому рассчитывать на заказы из Азии не приходится. «Сормовичи решили сократить издержки, в том числе и за счет закрытия офиса в Санкт-Петербурге. Ситуация в отрасли сейчас такова, что рассчитывать можно в основном на госзаказы, но все мощности в условиях замедления экономического роста ими просто не загрузить. Так что в ближайшее время оживления на заводе ждать не приходится, и владельцам компании придется пойти на очередное сокращение издержек», — считает аналитик.


Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства, член совета директоров Городецкого судоремонтного завода Михаил Гапонов отмечает, что «Красное Сормово» — это довольно успешное предприятие, до недавнего времени оно весьма эффективно работало, во многом благодаря профессионализму и высокому авторитету Николая Жаркова, потому что в целом по отрасли ситуация довольно сложная. Большинство судостроительных и судоремонтных предприятий в той или иной мере либо убыточны, либо не работают на полную мощность. Например, Городецкий судоремонтный завод, на данный момент выпускает продукции на 500 млн в год, что неплохо, но тем не менее недостаточно для полной загрузки предприятия.

«Я бы выделили несколько причин, почему на данный момент судостроение испытывает большие трудности. Первая — тот факт, что наши судоходные компании долгое время эксплуатировали суда, оставшиеся нам в наследство от СССР. За это время предприятия в судостроительной отрасли потеряли компетенцию — то есть разучились эффективно работать. Это касается как рабочих, так и инженерного состава и менеджмента», — говорит депутат.

Второй причиной он называет мировой кризис, который добрался до России в 2008 году, что привело к резкому сокращению количества заказов во всем мире. «Здесь нужно понимать, что судостроительная отрасль — долгоокупаемая, и многим предприятиям, чтобы эффективно работать, нужно выпускать серию судов, то есть делать одну модель в течение, скажем, пяти лет. То есть такое падение спроса не могло не отразиться на финансовом состоянии ряда предприятий», — поясняет он.

И, наконец, третий момент, который выделяет Гапонов, — сокращение объемов речных перевозок. Это подтверждают и данные Росстата: за 9 месяцев 2013 года отправка грузов внутренним водным транспортом сократилась на 6% и составила 103,6 млн тонн. Сократились грузоперевозки и морским транспортом — на 8,3%, до 12,6 млн тонн. «Сейчас речным перевозчикам мешает выйти на высокие объемы работы то, что в целом наблюдается некоторый экономический спад, приводящий к уменьшению потоков грузооборота, а также высокая конкуренция со стороны других видов транспорта. Поэтому на данный момент у речных перевозчиков нет ресурсов на обновление флота», — констатирует Гапонов.


По его мнению, есть только один выход из данной ситуации — госзаказ. Министерство обороны, различные ведомства и государственные структуры должны заказывать строительство судов для своих нужд. Работой такого рода загружено в частности ОАО «Завод «Нижегородский теплоход» (г. Бор) — одно из наиболее успешных предприятий отрасли в Нижегородской области. Так, этой осенью он спустил на воду несколько катеров, сделанных по заказу Минобороны.


Правда, пока цифры этого не подтверждают. Так, согласно отчетности завода, «Нижегородский теплоход» за первое полугодие 2013 года показал чистый убыток (77,298 млн руб.) в сравнении с чистой прибылью в первом полугодии 2012 года (27,03 млн руб.). Хотя за 2012 год чистая прибыль «Нижегородского теплохода» составила 10,586 млн руб., то есть завод все-таки сработал в плюс. Так что, вполне возможно, убыток за шесть месяцев он показал исключительно потому, что к тому моменту не поступил очередной платеж со стороны ведомства.

Екатерина Чичурина

Александра Елина

"