Posted 9 декабря 2008,, 22:12

Published 9 декабря 2008,, 22:12

Modified 3 ноября 2022,, 16:53

Updated 3 ноября 2022,, 16:53

227 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, дейсьвуют в регионах ПФО

9 декабря 2008, 22:12
Руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Владимир Татарчук сообщил о результатах проведенного мониторинга регионального законодательства в сфере противодействия коррупции. По состоянию на 25 ноября 2008 года в Приволжском федеральном округе действуют 227 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией. Из них непосредственно в сфере противодействия коррупции - 88, остальные в сфере регулирования отношений по госзаказу, государственной и муниципальной службе. В республиках Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Пензенской, Саратовской областях утверждены Планы противодействия коррупции (стратегии антикоррупционной политики). В Пензенской области их планируется принять в рамках ведомственных структур. Основополагающие нормативные правовые акты по данному направлению приняты в 11 регионах, за исключением Оренбургской, Самарской областей. В Пермском крае и Кировской области проекты Законов «О противодействии коррупции» находятся в стадии согласования. Указанными актами закрепляется понятие противодействия коррупции, основные направления деятельности и формы противодействия, сообщают в Управлении Минюста РФ по ПФО. В 7 субъектах Федерации (Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской областях, Республике Татарстан и Чувашской, Удмуртской республиках) действуют комплексные антикоррупционные программы. Они направлены на создание единой системы по предупреждению коррупционных действий и снижению уровня коррупционной составляющей. Одной из форм контроля станет антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных правовых актов. Для этого необходимы: методика проведения экспертизы, критерии оценки и механизмы блокирования коррупционных актов. Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы утверждены во всех регионах округа. В рамках проводимой реформы органов госвласти в субъектах Федерации округа принимаются административные регламенты, которые устанавливают порядок деятельности государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей. Доступность этих актов позволяет рядовым гражданам ознакомиться с процедурой выполнения государственной функции или предоставления госуслуги. На сегодняшний день их принято более 400. Отдельные механизмы противодействия коррупции заложены в целевых программах, направленных на проведение административной реформы, профилактику преступлений и иных правонарушений в регионе. Они предусматривают решение следующих задач: выявление наиболее значимых коррупциогенных сфер и факторов, мониторинг уровня доверия бизнеса и населения области к деятельности органов исполнительной власти области; формирование антикоррупционного общественного сознания и т.д. Указанные акты приняты в Нижегородской, Саратовской, Кировской, Пензенской, Ульяновской областях, Республике Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республиках. В 11 регионах (Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской Ульяновской областях, республиках Марий Эл, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике) созданы уполномоченные органы (антикоррупционные комиссии, отделы при органах власти), деятельность которых направлена на совершенствование политики в рассматриваемой сфере, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупцию. В законопроекте Пермского края «О противодействии коррупции», аналогичную комиссию предполагается создать в структуре Общественной палаты. В структуре органов государственной власти субъектов Федерации (республики Башкортостан, Татарстан, Нижегородская область), действуют специальные комитеты, деятельность которых включает в себя исследование и анализ регионального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию. В отдельных регионах, приняты комплексные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и формы проведения антикоррупционной экспертизы, как действующих актов, так и проектов. Такие Законы действуют в Республике Башкортостан и Нижегородской области. В целях осуществления анализа и оценки нормативных правовых актов на предмет наличия положений, способствующих коррупции в процессе их реализации, в Республике Башкортостан разработана и утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы. Она включает в себя описание наиболее типовых коррупционных факторов, рекомендации по их выявлению и устранению, требования к заключению по итогам антикоррупционной экспертизы законопроектов. Важным направлением правового регулирования в рассматриваемой сфере является совершенствование механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В регионах созданы органы государственной власти, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков. В Пермском крае, Нижегородской и Кировской областях используется смешанная модель размещения государственного заказа, когда четко распределены функции и ответственности между участниками процесса закупок. В целях минимизации коррупционных проявлений, достижения высокой степени прозрачности и эффективности процесса закупок, для размещения государственных заказов в регионах используются Интернет порталы. Интерактивная форма извещения заказчиков используется практически во всех субъектах Федерации округа. Определены органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (в Пермском крае, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, Чувашской Республике). В Пензенской области действует Экспертный совет, в функции которого входит контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции при размещении государственных заказов. Четкое исполнение буквы закона, по мнению Владимира Татарчука, снижает уровень коррупции. Основные требования, предъявляемые к государственным служащим, к их поведению и исполнению должностных обязанностей, порядку предоставления сведений о доходах прописаны в Федеральном законе № 79-ФЗ. Тем не менее, отдельные правовые механизмы принимаются и на уровне субъектов Федерации. Законы о государственных и муниципальных должностях, способствующие легитимности и прозрачности деятельности лиц, замещающих эти должности, приняты во всех регионах округа. Одним из механизмов по противодействию коррупции в данной сфере является повышение авторитета государственной службы. Комментируя результаты мониторинга, руководитель Управления отметил, что требуется совершенствование норм, уголовного, административного и гражданского законодательства. В этой связи в Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее полно должны быть отражены нормы Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая относит к криминальной коррупции: подкуп должностных лиц, представляющих национальные и международные публичные организации; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; подкуп в частном секторе и другие. В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно предусмотреть ответственность за совершение коррупционных правонарушений, отличающихся от уголовных преступлений по признаку тяжести наступивших последствий: за вымогательство, злоупотребление должностными полномочиями, халатность и др.
Руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Владимир Татарчук сообщил о результатах проведенного мониторинга регионального законодательства в сфере противодействия коррупции. По состоянию на 25 ноября 2008 года в Приволжском федеральном округе действуют 227 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией. Из них непосредственно в сфере противодействия коррупции - 88, остальные в сфере регулирования отношений по госзаказу, государственной и муниципальной службе. 

В республиках Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Пензенской, Саратовской областях утверждены Планы противодействия коррупции (стратегии антикоррупционной политики). В Пензенской области их планируется принять в рамках ведомственных структур. Основополагающие нормативные правовые акты по данному направлению приняты в 11 регионах, за исключением Оренбургской, Самарской областей. В Пермском крае и Кировской области проекты Законов «О противодействии коррупции» находятся в стадии согласования. Указанными актами закрепляется понятие противодействия коррупции, основные направления деятельности и формы противодействия, сообщают в Управлении Минюста РФ по ПФО.

В 7 субъектах Федерации (Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской областях, Республике Татарстан и Чувашской, Удмуртской республиках) действуют комплексные антикоррупционные программы. Они направлены на создание единой системы по предупреждению коррупционных действий и снижению уровня коррупционной составляющей.

Одной из форм контроля станет антикоррупционная экспертиза региональных и муниципальных правовых актов. Для этого необходимы: методика проведения экспертизы, критерии оценки и механизмы блокирования коррупционных актов. Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы утверждены во всех регионах округа.

В рамках проводимой реформы органов госвласти в субъектах Федерации округа принимаются административные регламенты, которые устанавливают порядок деятельности государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей. Доступность этих актов позволяет рядовым гражданам ознакомиться с процедурой выполнения государственной функции или предоставления госуслуги. На сегодняшний день их принято более 400.

Отдельные механизмы противодействия коррупции заложены в целевых программах, направленных на проведение административной реформы, профилактику преступлений и иных правонарушений в регионе. Они предусматривают решение следующих задач: выявление наиболее значимых коррупциогенных сфер и факторов, мониторинг уровня доверия бизнеса и населения области к деятельности органов исполнительной власти области; формирование антикоррупционного общественного сознания и т.д. Указанные акты приняты в Нижегородской, Саратовской, Кировской, Пензенской, Ульяновской областях, Республике Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республиках.

В 11 регионах (Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской Ульяновской областях, республиках Марий Эл, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике) созданы уполномоченные органы (антикоррупционные комиссии, отделы при органах власти), деятельность которых направлена на совершенствование политики в рассматриваемой сфере, выявление и устранение причин и условий, порождающих коррупцию. В законопроекте Пермского края «О противодействии коррупции», аналогичную комиссию предполагается создать в структуре Общественной палаты.

В структуре органов государственной власти субъектов Федерации (республики Башкортостан, Татарстан, Нижегородская область), действуют специальные комитеты, деятельность которых включает в себя исследование и анализ регионального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию.

В отдельных регионах, приняты комплексные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и формы проведения антикоррупционной экспертизы, как действующих актов, так и проектов. Такие Законы действуют в Республике Башкортостан и Нижегородской области. В целях осуществления анализа и оценки нормативных правовых актов на предмет наличия положений, способствующих коррупции в процессе их реализации, в Республике Башкортостан разработана и утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы. Она включает в себя описание наиболее типовых коррупционных факторов, рекомендации по их выявлению и устранению, требования к заключению по итогам антикоррупционной экспертизы законопроектов. Важным направлением правового регулирования в рассматриваемой сфере является совершенствование механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В регионах созданы органы государственной власти, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков. В Пермском крае, Нижегородской и Кировской областях используется смешанная модель размещения государственного заказа, когда четко распределены функции и ответственности между участниками процесса закупок. В целях минимизации коррупционных проявлений, достижения высокой степени прозрачности и эффективности процесса закупок, для размещения государственных заказов в регионах используются Интернет порталы. Интерактивная форма извещения заказчиков используется практически во всех субъектах Федерации округа.

Определены органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (в Пермском крае, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, Чувашской Республике). В Пензенской области действует Экспертный совет, в функции которого входит контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции при размещении государственных заказов.

Четкое исполнение буквы закона, по мнению Владимира Татарчука, снижает уровень коррупции. Основные требования, предъявляемые к государственным служащим, к их поведению и исполнению должностных обязанностей, порядку предоставления сведений о доходах прописаны в Федеральном законе № 79-ФЗ. Тем не менее, отдельные правовые механизмы принимаются и на уровне субъектов Федерации. Законы о государственных и муниципальных должностях, способствующие легитимности и прозрачности деятельности лиц, замещающих эти должности, приняты во всех регионах округа. Одним из механизмов по противодействию коррупции в данной сфере является повышение авторитета государственной службы.

Комментируя результаты мониторинга, руководитель Управления отметил, что требуется совершенствование норм, уголовного, административного и гражданского законодательства. В этой связи в Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее полно должны быть отражены нормы Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая относит к криминальной коррупции: подкуп должностных лиц, представляющих национальные и международные публичные организации; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; подкуп в частном секторе и другие.

В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно предусмотреть ответственность за совершение коррупционных правонарушений, отличающихся от уголовных преступлений по признаку тяжести наступивших последствий: за вымогательство, злоупотребление должностными полномочиями, халатность и др.

"