Posted 10 июля 2009,, 10:07

Published 10 июля 2009,, 10:07

Modified 3 ноября 2022,, 15:05

Updated 3 ноября 2022,, 15:05

Праздник "Сабантуй – 2009" пройдет в Краснооктябрьском районе

10 июля 2009, 10:07
Об этом сообщает пресс-служба губернатора Нижегородской области.

11 июля 2009 года в 11.00 на стадионе села Большое Рябушкино Краснооктябрьского района губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и председатель духовного управления мусульман Нижегородской области Гайат-Хазрат Закиров примут участие в открытии традиционного национального праздника «Сабантуй – 2009».

Сабантуй - татарский и башкирский (в какой-то мере и общетюркский) народный праздник; праздник древний и новый; праздник труда, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг и туй – праздник. У всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались сев и жатва. Их начало и успешное завершение издавна отмечались празднествами. Сабантуй раньше праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Празднование сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы.

Всем ходом праздника руководили влиятельные старики деревни. Они посылали джигитов собирать подарки, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Это был своего рода совет сабантуя. На время праздника к нему переходила вся власть в деревне.

В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были оживлены, веселы. Люди с утра шли на майдан – просторный луг недалеко от деревни. Впереди шли организаторы праздника. Один из них нес длинный шест с привязанным полотенцем – символом сабантуя. В этот день суровые предписания религии оказывались бессильными перед бушующим праздником трудовых людей, религия даже не пыталась наложить вето на их праздник. Не мог шариат уследить и за молодежью. Молодые люди встречались, соревновались, пели, плясали, обменивались взглядами, подарками, влюблялись.

Приближения сабантуя с нетерпением ждал не только татарин и башкир, он был желанным и для русского, и для чуваша, и для марийца, - словом для всех, кто жил по-соседству. Сабантуй постепенно стал праздником межнационального общения. В этом его коренное отличие от религиозных праздников, которые разделяли людей.

Когда-то, в давние времена, сабантуй праздновали одни только хлеборобы. Но теперь сабантуй из праздника хлеборобов превратился в праздник всеобщий – отмечается в селах, поселках, районах, городах, столицах республик Татарстан и Башкортостан, Москве, Санкт-Петербурге и других уголках мира с компактным проживанием татар и башкир – пышно, с оркестрами и знаменами, ценнейшими призами, с участием президентов и премьеров.

Празднование сабантуя сейчас носит признаки государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга, определяются источники финансирования.

"