Posted 9 февраля 2010,, 09:02

Published 9 февраля 2010,, 09:02

Modified 3 ноября 2022,, 16:15

Updated 3 ноября 2022,, 16:15

"Тошно от театра"

9 февраля 2010, 09:02
{intro}«...Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире». Фраза, оброненная некогда Фаиной Раневской, вновь обретает актуальность, когда наблюдаешь за тем, что происходит в ТЮЗе. Впрочем, эта история давно перестала быть достоянием одной отдельно взятой труппы. «Дачным душком» пахнуло на всю страну. Хотим мы или не хотим, но голодовка актеров и перевод заслуженной артистки в уборщицы «в целях оптимизации расходов» – это уже страницы нашей нижегородской истории. «Есть ли выход из ситуации, которая сложилась в ТЮЗе и кому должен быть отдан приоритет при разрешении конфликта: менеджерам или артистам?» - с этим вопросом мы обратились к людям как понимающим, так и небезучастным.{/intro}

Александр Пашков, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ

«Сегодняшние тюзовские «бодания» – это от недостатка интеллигентности и воспитания».

Я считаю, что выход из данной ситуации есть и он заключается в очень простых вещах: надо обеим творческим группам очень уважительно относиться друг к другу и интересы театра ставить чуть выше, чем свои. Нужно жить театром, служить театру. Мне кажется, это один из вариантов изменения жизни театра. Еще желательно, чтобы наши чиновники вели себя более квалифицированно и принимали более профессионально продуманные решения. Но, к сожалению, это довольно сложно. И это гораздо сложнее даже, чем первое, о чем я сказал.

Что касается приоритета, то его можно отдавать только интересам искусства, театра и интересам зрителей – больше никому. Я думаю, что здесь не должно быть какого-то противопоставления, потому что хороший, настоящий театральный менеджер всегда работает ради театра и его успеха, поэтому здесь нужны только нормальные, цивилизованные, воспитанные отношения друг с другом. И поиск приоритетов – это немножко надуманная вещь, ведь театр как структура существует многие годы, многие десятилетия, и какие-то вещи там сами собой выработались и они всеми признаваемы. В данном случае, мне кажется, что сегодняшние тюзовские «бодания», трения – это от недостатка интеллигентности, воспитания и прочих подобных качеств.

Елена Фирстова, заслуженная артистка России

«Дирекция должна прежде всего заниматься тем, что обеспечивать работу творческого коллектива!»

Мое мнение: при той дирекции, которая существует сейчас, разрешение сложившейся в театре ситуации невозможно. Компромиссы найти невозможно, потому что люди показали себя абсолютно определенным образом; они ведут себя, не скрывая своей позиции, совершенно откровенно выживая нас из театра.

Я думаю, что на местном уровне – регионального министерства культуры – этот конфликт решить невозможно. Без вмешательства сложившуюся ситуацию решить уже нельзя: когда людей посреди сезона, не считаясь ни с чем, выкидывают на улицу, когда людей откровенно унижают, оскорбляют, ведут себя нагло, не стесняясь. Я считаю, что в этой ситуации должно быть вмешательство и министра культуры России, и Союза театральных деятелей, если в нашем городе это не производит ни на кого никакого впечатления. Видимо, потому что люди боятся.

Поскольку я уже очень большую жизнь в театре прожила, я понимаю, что это должен быть абсолютный симбиоз актеров и менеджеров, это должна быть команда. И, конечно же, дирекция должна прежде всего заниматься тем, что обеспечивать работу творческого коллектива. Ведь театр в том и заключается, чтобы дать возможность самовыражаться художественному руководителю, грамотно и разумно всё организовывать и решать какие-то административные и материальные проблемы и т.д. Конечно, это сложно, но это единственный путь. А в данному случае, когда всё делается наоборот, когда театром руководит человек, который до того, как его назначили директором, в театре-то ни разу не был; и он говорит о каких-то концепциях, тем самым дискредитируя и профессию главного режиссера, и актеров, то о чем тут можно говорить!? Тут момент уже вышел из внутрилокального решения. Часто директор с главным режиссером ссорятся по какому-то вопросу, но оба хотят одного результата при разных взглядах, и они вынуждены прийти к какому-то решению и найти компромисс- это одна ситуация. А в данном случае позиция дирекции – это, прежде всего, сведение счетов с людьми, которые посмели быть недовольными администрацией.

Лев Харламов, актер театра «Zooпарк»

«Театр юного зрителя, - это не бизнес, а учреждение культуры, у которого есть другие задачи, нежели зарабатывание денег».

Я думаю, приоритет в решении данного вопроса должен быть отдан артистам, потому что все-таки театр – это, в первую очередь, искусство. И такой большой театр, как Театр юного зрителя, - это не способ зарабатывания денег, это - не бизнес, а учреждение культуры, у которого есть несколько другие задачи, нежели зарабатывание денег. Все-таки творчество, наверное, стоит во главе угла, поэтому и приоритет в решении данного вопроса надо отдавать, мне кажется, артистам.

Я думаю, что выход из сложившейся ситуации есть, и в данном случае выход, предложенный Российским союзом театральных деятелей, о сосуществовании двух творческих коллективов на одной площадке вполне был бы приемлем, если бы руководитель театра, его директор, не занимал сторону одного из коллективов. Тогда всё могло бы сложиться более менее хорошо.

Анна Гор, директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства

«Власть должна пригласить экспертов, компетентных в театральном менеджменте и творческих вопросах».

Приоритет однозначно должен быть отдан экспертам. При чем это должны быть люди, компетентные в театральном менеджменте и творческих вопросах. И это должны быть люди не из Нижнего Новгорода. Для этого власть, если она хочет разрешить этот конфликт, должна пригласить таких людей – не на правах комиссии, не проверяльщиков, нет, а советчиков. Власти необходимо устроить им полное знакомство с ситуацией, провести «круглый стол» и сделать так, как эти эксперты посоветуют. Это было бы, во-первых, достаточно независимо и демократично, во-вторых, это принесло бы очки власти, которая сильно потеряла на этой истории с ТЮЗом. И в-третьих, это, наверное, было бы лучше для искусства и для зрителя, приоритет которого, безусловно, существует. При чем это приоритет не заигрывания со зрителем, а его действительного воспитания средствами искусства. Качество искусства – это очень важная проблема, которая как-то совершенно потеряна была при самой эскалации этого конфликта.

Максим Крохин, директор Нижегородского театра юного зрителя

«Когда нужно наводить порядок и выходить из кризиса, приоритет должен быть отдан руководителю».

Я считаю, что выход есть всегда, и из этой ситуации тоже. Если бы у театра была хорошая экономическая, финансовая, организационная ситуация, хорошая ситуация с дисциплиной в коллективе, то можно было бы говорить о приоритете кого-либо из сотрудников, например, бухгалтеров, артистов, режиссеров, уборщиков, водителей и т.д. Но когда нужно наводить порядок, когда нужно выходить из кризиса, здесь приоритет должен быть один - приоритет руководителя .

Проблему спровоцировали не мы, здесь скандал подогревается не нами. Когда люди, которые скандалят, прекратят это делать, мне неизвестно. Я считаю, что шесть месяцев театр работал, выпустил три спектакля, мы расплатились с долгами и могли бы спокойно работать дальше, но почему-то очень хочется людям пошуметь.

"