Posted 7 июля 2014,, 05:07

Published 7 июля 2014,, 05:07

Modified 12 ноября 2022,, 14:36

Updated 12 ноября 2022,, 14:36

Открытое письмо в связи с уничтожением дома Кривавуса распространено нижегородской интеллигенцией в адрес главы области Шанцева

7 июля 2014, 05:07
«Ньюс-НН» получена копия данного обращения.

Авторы обращения к главе области напоминают, что 30 июня 2014 года культурное наследие Нижнего Новгорода понесло очередную невосполнимую утрату: был снесен дом известного нижегородского музыканта Александра Кривавуса (ул. Студеная, 41). Дом был связан с именами ряда выдающихся исторических личностей и деятелей культуры. Самые известные из них – Федор Шаляпин, Максим Горький и Вера Фигнер.

«Вместе с домом были уничтожены его замечательные интерьеры (богатые изразцовые печи, лепнина, столярка, фурнитура) и мемориальная мебель рубежа XIX-XX вв. Сведения о мемориальном характере данного здания впервые были опубликованы в краеведческой литературе еще в 80-х годах прошлого века и содержались в ряде городских путеводителей и краеведческих справочников последних лет, – указывается в письме.

В документе отмечается, что снос дома Кривавуса начался в 7 часов утра выходного дня и производился в страшной спешке. Кроме того, производитель работ не имел на руках необходимых согласований со стороны органа охраны объектов культурного наследия.

Авторы обращения сообщают, что из материалов СМИ и данных собственного расследования стали известны следующие факты, касающиеся уничтожения дома Александра Кривавуса: снос дома Кривавуса производился по заказу администрации Нижнего Новгорода, здание не состояло на государственной охране в качестве объекта культурного наследия, руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Владимир Хохлов не возражал против сноса вышеназванного здания.

Заявляя, что, вопреки сказанному главой Нижегородского района, дом Кривавуса обладал высокой степенью сохранности несущих конструкций и подлежал реставрации, авторы письма отмечают, что в годы губернаторства Валерия Шанцева уничтожение зданий, имеющих историческую либо историко-архитектурную значимость, стало в Нижнем Новгороде явлением почти обыденным.

«В результате к общероссийскому Году культуры Нижний Новгород подошел к той точке невозврата, за которой единый историко-градостроительный ансамбль Старого города перестанет существовать, – пишут они, добавляя, что в связи с уничтожением дома Александра Кривавуса у них возникло несколько вопросов, на которые им нужны ответы.

Вот некоторые из них. Как в культурной столице Поволжья могло случиться, что здание, связь которого с двумя деятелями культуры общемирового масштаба была общеизвестна, не был принят на государственную охрану? Почему руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Владимир Хохлов, уже более пяти лет исполняющий свои обязанности и имеющий в своем подчинении достаточное количество квалифицированных специалистов, не обеспечил постановку на госохрану дома Кривавуса? Почему, начиная с 2007 года в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области прекращена всякая работа по выявлению памятников истории и культуры на территории Нижнего Новгорода? Почему все попытки научной и культурной общественности оказать государственному органу помощь в этом вопросе наталкиваются не просто на равнодушие, а на активное противодействие? Почему все государственные экспертизы по выявлению новых памятников архитектуры, выполненные по заказу общественных организаций (а их за полтора года в государственный орган был направлен десяток), отвергаются или вообще не рассматриваются? Как Градостроительный совет мог допустить масштабное строительство современной гостиницы в охранной зоне главного исторического сооружения города – Нижегородского кремля (на месте Дома крестьянина), не отвечающего требованиям действующего правового режима градостроительной деятельности и способствующего уничтожению исторической среды, сложившейся вокруг Кремля?

От имени нижегородцев, осознающих историко-культурное наследие важнейшей ценностью для настоящего и будущего поколений, требуя принятия мер, письмо подписали: писатель Захар Прилепин; историк, государственный эксперт Министерства культуры РФ Алексей Давыдов; сопредседатель партии «РПР-ПАРНАС», губернатор Нижегородской области 1991-1997 годы Борис Немцов; историк, правозащитник Станислав Дмитриевский; архитектор-реставратор Елена Кармазина; обозреватель, куратор архитектурных проектов Марина Игнатушко; кандидат исторических наук, памятниковед Анна Давыдова; кандидат философских наук, доцент НФ УРАО Татьяна Глухова; руководитель Нижегородского отделения партии «РПР-ПАРНАС» Анна Степанова; кандидат философских наук Игорь Кобылин; правозащитник, член Совета по правам человека при Президенте РФ Игорь Каляпин; руководитель социально-экологической организации «Зеленый мир» Ирина Фуфаева; врач Маря Артемова; бизнесмен Михаил Иоселевич; кинокритик Илья Далин; юрист, специалист в области законодательства о культурном наследии Марина Чуфарина; кандидат исторических наук Федор Николаи; культуртрегер Александр Курицын.

Ирина Славина

"